Яхтсмены сами себя называют "яхтанутыми". И это слово полностью соответствует их отношению к морю, то есть смеси сумасшествия и хобби. Одним из таких людей стал для меня Юрий Константиновский - капитан небольшой 17-метровой парусно-моторной яхты, на которой мы прошли 12-дневный путь вдоль черноморского побережья в рамках международного российско-украинского яхтенного фестиваля "Черное море", стартовавшего в городе-герое Севастополь 26 июня и завершившегося 8 июля в Сочи.
Благодаря усилиям его и других членов команды я все же научилась отличать грот-парус от стакселя. И на себе ощутила, что значит походка моряка. Это когда ходишь по твердой земле, широко расставляя ноги, потому что до сих пор качает.
Юрий - директор Черноморской яхтенной компании из украинского Николаева, города, широко известного среди моряков и корабелов, поскольку он был центром кораблестроения как в Российской империи, так и в советское время. Здесь делали рыболовецкие суда, танкеры, крейсеры, подводные лодки и все советские авианосцы.
Разговор наш состоялся на палубе яхты во время одного из очередных переходов. Это было где-то после Новороссийска, то есть после пятибалльного шторма с дождем и трехметровыми волнами, который продолжался полтора дня.
А также после наблюдения за сопровождавшими нас дельфинами и качки, когда яхта зарывалась носом в волны и ощущение от этого было как на сумасшедших качелях.
В общем разговор с Юрием Констатниновским прошел уже в спокойной дружественной обстановке.
- Юра, Вы как уроженец Николаева тоже имеете отношение к строительству яхт?
- Ну конечно! Как без этого! - смеется он.- У нас тоже есть небольшая яхтенная верфь. Хотя последние несколько лет занимаюсь почти только яхтингом, вернее организацией чартерного отдыха. В яхтинг пришел я случайно, через друзей.
Много лет назад директору Николаевского глиноземного завода пришла в голову идея проложить маршрут дружбы в Новую Гвинею и построить яхту на мощностях завода. Руда с этого завода экспортировалась в Новую Гвинею. Все этой идеей загорелись. Привлекли профессиональных спортсменов и строителей, и так возникла яхта "Валеанна", которая стала флагманской в прошедшем круизе.
Но это были 90-е годы. Все было сложно. Новая Гвинея так и не состоялась. Но появились другие идеи. Первый поход этой яхты был на Восточно-средиземноморскую регату "Эмир 98". Усилиями яхтсменов и активистов турецкой марины "Атакёй Марина" был проложен маршрут между различными мусульманскими странами и Израилем.
- Это большая регата?
- Это огромный форум круизных яхт, где люди встречаются, общаются, аналог нашему фестивалю, но уже давно ставший традиционным. Обычно люди не просто в нем участвуют, но впоследствии еще и друзей привозят. Если на первой регате было всего 17 яхт, в 1998 году уже 150 яхт, а сейчас счет идет на тысячи.
Это знаковое событие для меня. Мы были первой украинской яхтой которая участвовала в этом фестивале. Никто еще даже толком не знал, что это за государство - Украина. Эта идея возрождения яхтинга, сущестововашего в советское время, переросла в местное черноморское ралли, которое назвали "Кайра". Это от названия Черного моря - "Караденит". Организатором был стамбульский яхт-клуб. Там мощная инфраструктура, позволившая отобрать 50 яхт участников. Там были, кроме турецких и украинских, яхты американские, английские, был даже катамаран из Австралии. В Турции тогда были конфликты с курдами, и турецкое правительство выделило нам два корабля сопровождения. За два с половиной месяца мы прошли через 28 портов по периметру Черного моря.
Собственно сейчас мы пытаемся сделать то же самое, привлечь к яхтенному туризму внимание. Мы возвращаемся в Сочи, где я в последний раз был в 2001 году.
- А почему такой длинный срок? Были какие-то трудности тогда?
- Да они были всегда! Мы сейчас входим в российские порты как коммерческое судно, а не как яхта, что предполагает огромный список документов на заполнение в каждом порту. Есть тысячи яхт, которые заходят в Карибское море, в Арктику, Антарктику, и нигде вы не найдете таких проблем, потому что их нет. Мы же искусственно создали их себе.
И пока все еще упираемся. Это мешает развитию не только на воде, но и на земле. Мы принимаем слишком много превентивных мер и запретов. Презумпция виновности. А должно быть: "Пока ты ничего не натворил, делай все, что разрешено". Делаем по правилам, а правила всем понятны. Пора перестать быть гражданами только Украины или России и становиться гражданами мира.
- Насколько я знаю, в других странах по приходу в порт ты открываешь визу, полиция проверяет паспорта, небольшие формальности - и все.
- Совершенно верно. Ты получаешь транзитный документ, который дает тебе право ходить в территориальных водах страны без ограничения заходов в порты в течение какого-то времени. Яхта вносится в единую базу данных всех судов - и все, тебя больше никто не мучает. Даже в той же Турции, где большая проблема с нелегальной миграцией и контрабандой, просто подходит береговая охрана, фотографируют номера и уходят.
- А как насчет заходов в военные порты, например? Если вдруг кто-то заболел или поломка?
- Даже если это военный порт, никто не имеет права отказать тебе в помощи. Мы заходили в военные порты, нам выставляли пост, и мы спокойно решали свои проблемы. Когда идет вопрос о человеческой жизни, не должно быть никаких формальностей.
- Юрий, Вы яхты относите к туризму или к спорту?
- Для меня это вещи неразделимые. Я, конечно, больше туристический яхтсмен. Больше хожу на яхтах на дальние расстояния. Но спортсмен я в душе. Одно другому не мешает. На всех форумах, фестивалях или ралли встречал людей разных профессий. Английская семья, например, Арчи и Дорин Аннан. Он инженер, а она - ведущий английский филолог. Они стали профессиональными яхтсменами и прекрасно умеют разбираться в навигации, метеорологии, знают историю той станы, куда пришли. Кстати, на их яхте "Окура" была проведена экспедиция, во время которой супруги исследовали и описали побережье Украины, в результате чего появился путеводитель для яхтсменов Cruise Ukraine на английском языке.
- Вопрос дилетанта: а какая же тогда разница между спортивными регатами и круизными? Я всегда думала, что это одно и то же.
- Спортивный яхтинг, например, это трех-четырехчасовая гонка. В ней важно знание акватории, а круизный яхинг - это целый поход, во время которого ты выстраиваешь весь маршрут. Это намного глубже, даже можно назвать это образом жизни.
Сейчас набирают популярность, например, чартерные гонки. Это мероприятия для круизных яхт, а не спортивных. Прошлой осенью в Мармарисе была такая гонка на 150 яхт.
Люди, которые уже отдыхали на яхтах, хотят ходить немного быстрее. Хотят почувствовать, на что способна яхта в экстремальных условиях. Получают тот адреналин, от которого мы в спокойном плавании стараемся уходить. Поэтому круиз и спорт взаимосвязаны. Хотя и являются разными по структуре.
- Что для Вас стало главным в фестивале "Черное море"?
- Во-первых, я приобрел для себя новых друзей. Команда, капитаны, гости, все пережили общие трудности. Шторм. Многим было плохо. Многих укачивало. Но ни один человек не сошел на берег. Это главное. И еще: идея проведения российско-украинского яхтенного фестиваля - это способ нашего сближения.
Наши народы всегда были вместе, и непонятно, зачем кто-то хочет вставить между нами клин. И закон, принятый президентом России, о каботажном плавании туристических и спортивных судов в российских водах - это не просто прыжок. Это огромный скачок. Прорыв! Только после принятия этого закона мы отбросили сомнения и пошли в это плавание. Главное - дать понять таможенным властям, приучить их, что яхта - это не военный и не торговый корабль. Это люди, туристы.
Они несут деньги, информацию, потенциальные инвестиции. На яхтах ходят разные люди. В том числе далеко не бедные, они гораздо более мобильные и быстрее смогут изменить то, что не всегда удается на государственном уровне. Если им понравится, они вложат деньги и в два счета сделают те самые марины, на постройку которых неповоротливая государственная машина может потратить очень много времени и еще больше денег.
На побережье Черного моря - как Украины, так и России - не существует ни одного яхт-клуба, которые бы не забивались под завязку. Просто потому, что их практически нет. А яхт с каждым годом покупается и строится все больше. Россияне отдыхают во всем мире, но не у себя дома. Вот эти яхтенные марины с максиамально лояльными для инвестиций правилами и позволят создать коридор по всему побережью.
И речь идет не только о России и Украине, а еще и о других причерноморских государствах. О том, чтобы интегрировать Россию и Украину в уже существующие маршруты. Ты зашел в акваторию Черного моря, скажем, из Турции или Болгарии, оформил один раз документы и дальше идешь вдоль побережья без всякой головной боли. Безопасное и ненапряжное прибрежное плавание. Чудесное двухнедельное путешествие.
Тогда будут отзывы в журналах путешествий и на сайтах. Наши страны черноморского бассейна почти не представлены в мире. А ведь достопримечательностей у нас не меньше, если не больше, чем в той же Хорватии или Греции.