Российский национальный перевозчик «Аэрофлот» этой весной отмечает 90-летие. Ностальгия по советской авиации сегодня сильна, как, впрочем, и по многим другим сторонам советской жизни.
При этом много говорят о советских масштабах авиаперевозок, несопоставимых с нынешними. Действительно, 138 млн пассажиров, которых перевозили самолеты в СССР в 1990 году, – это почти в два раза больше последних российских показателей. Но стоит учесть, что и тогда на долю РСФСР приходилось лишь 65% пассажирооборота советского воздушного транспорта, да и структура перемещений наших сограждан за эти годы существенно изменилась. Если в 1990 году самолетами «Аэрофлота» за рубеж полетели лишь 5 млн пассажиров, то сегодня – уже 38 млн.
Ностальгируют россияне и по советским ценам на авиабилеты. Мол, раньше летать мог едва ли не каждый, а вот сегодня.... Действительно, реально в нашей стране регулярно летает, по разным оценкам, от 4 до 7 млн граждан. Сколько таких регулярных пассажиров было в советское время, сказать практически невозможно. Может быть, их было больше. И все же доступность цен на авиаперелеты советского времени кажется несколько преувеличенной.
Заработная плата молодого специалиста, окончившего в 1985 году технический вуз и работавшего сменным мастером на заводе, составляла 135 рублей плюс в среднем 30–35 рублей премиальных. На эти деньги, в принципе, можно было слетать из Москвы в Хабаровск (122 рубля в один конец), но при этом питаться два месяца было бы явно нечем.
Корректно сопоставить минувший и нынешний день гражданской авиации очень сложно, хотя бы в силу радикальных различий социального строя и принципов хозяйствования. В советское время цены определялись директивно по довольно простой формуле, привязанной к расстоянию полета (так что проблема коротких региональных перевозок всегда была остра). Сейчас же цены определяет рынок, причем с учетом российской специфики, сочетающей конкуренцию и монополизацию.
Но вывести некий средний показатель можно. Мы выбрали почти четыре десятка внутренних направлений авиаперевозок в СССР (некоторые из них стали сегодня международными), собрали цены на билеты по этим направлениям, а затем для сравнения выбрали в системах бронирования самые дешевые билеты на анализируемых направлениях, которые можно купить за месяц (именно такая глубина продаж была в советское время). Так мы вывели соотношение между советскими и российским ценами на авиабилеты.
В итоге получается, что по сравнению с концом 1980-х годов (а цены на авиабилеты в нашей стране были неизменными с 1977 года и до распада СССР) услуги «Аэрофлота» на внутренних авиалиниях подорожали в среднем в 169 раз. Впрочем, национальный авиаперевозчик сегодня покрывает далеко не все направления союзного «Аэрофлота», на большинстве из них у него есть и конкуренты. Их цены в среднем превышают советские в 163 раза. А там, где они конкурируют между собой, рост «неаэрофлотовских» цен еще ниже – в 155 раз.
Больше всего выросли цены на полеты в столицы братских союзных республик (ныне независимых государств): например, перелет из Москвы и Петербурга до Риги подорожал за эти годы более чем в 200 раз. Есть и другие показательные примеры. Так, полеты в 300-тысячный Сургут, аэропорт которого в год обслуживает более миллиона пассажиров, подорожали у «Аэрофлота» в 195 раз, а у «прямого» наследника Тюменского ордена Трудового Красного Знамени управления гражданской авиации «ЮТэйра» – почти в 170 раз. Но это направление было и в советское время «проблемным»: купить билет в Москву без переплаты, особенно в летний сезон, считалось удачей, а очереди в кассы стояли всю ночь.
А вот на рейсы в «закрытый» в советские времена порт Владивосток цены выросли значительно меньше. И сказалась здесь не только конкуренция, но и линейная система советского ценообразования – чем дальше, тем дороже.
Нынешний уровень доступности авиаперевозок можно сравнить с советским и другим способом: если умножить приличную по тем временам зарплату 160 рублей на 169 (средний коэффициент роста стоимости билетов по выбранным нами направлениям), то получим 26 000 рублей. А дальше прикинуть, куда можно улететь на эту зарплату сегодня.
Максимальная пенсия 120 рублей (плюс 10% за непрерывный стаж) считалась в те годы неплохим доходом. Чтобы ее получить, нужно было иметь стабильные доходы до выхода на заслуженный отдых более 220 рублей, что было далеко не у каждого. На эти деньги можно было слетать из Москвы в Красноярск и обратно. Но вопрос о питании, лекарствах и помощи детям и внукам стоял бы при этом очень остро.
Семья инженеров (учителей, врачей, рядовых научных сотрудников НИИ) из четырех человек – двое взрослых, двое детей – наверное, могла позволить себе слетать из Москвы на юг, но с учетом скидок только дорога обошлась бы рублей в 170. Это близко к средней зарплате в середине 1980-х. Впрочем, были студенты (40 рублей стипендии и 30% скидка на полеты с 15 октября по 15 апреля) и колхозники (80–100 рублей зарплаты, натуральное хозяйство и никакого желания никуда лететь), партийные работники среднего звена (больше 200 рублей зарплаты и система льгот) и множество других категорий граждан.