В столичном "Мультимедиа Арт Музее" открылись три новые выставки. Зрители увидят исторические фото Александра Родченко, который снял автомобильное путешествие Владимира Маяковского и Лили Брик. Также на биеннале "Мода и стиль в фотографии" приехала Вера фон Лендорф — первая в мировой истории супермодель, культовая дива шестидесятых. А календарь Pirelli отпраздновал 40-летний юбилей кардинальной сменой имиджа.
С домкратом в руке – Владимир Маяковский. Поэт меняет колесо, а муза всей его жизни в раздумье сидит на подножке: ехать ли? Так портрет комментирует сама Лиля Брик в воспоминаниях. Пара собиралась прокатиться от Москвы до Ленинграда. Но выяснилось, что "дорога ужасна, и машина начала чихать". В Твери развернусь, отправились домой. А серию фотографий, сделанных знаменитым Александром Родченко, назвали между собой "Несостоявшееся путешествие".
Эту серию не случайно показывают на биеннале "Мода и стиль в фотографии". "Она же была страшная модница и вообще очень хорошо понимала, что такое быть музой, что такое женский образ, — объясняет Екатерина Иноземцева, главный куратор "Мультимедиа Арт Музея". — Лиля Юрьевна купила себе специальное платье, специальные туфли, специальный платочек надела. И это было исключительно осознанное эстетическое действо".
За год до самоубийства Владимир Маяковский подарил любимой машину, которую привез из Франции. Гранд-дама русского авангарда в 1929 году одна из первых в России получила права. Лиля Брик просила Маяковского выбирать машину пристрастно. "Лучше закрытую, — писала она ему, — с двумя запасными колесами, дополнительным прожектором сбоку и дворниками". Похоже, все пожелания возлюбленной поэт учел. Купил автомобиль Renault за 20 тысяч франков – это огромная сумма по тем временам. На покупку ушли его гонорары за пьесу "Клоп" и сценарий фильма "Идеал и одеяло" для режиссера Рене Клера.
На фотобиеннале присутствует и муза знаменитых кутюрье Ив-Сен Лорана и Пако Рабана. Впервые в Россию приехала Верушка – урожденная графиня Вера Готлиб Анна фон Лендорф. Ее отец покушался на Гитлера и был казнен, сама она в детстве побывала в концлагере. После войны скрывала немецкое происхождение за русским псевдонимом. Верушка позировала Энди Уорхолу, Сальвадору Дали, снималась у Микеланджело Антониони. Теперь она — сама себе художник. Стройная, феноменально гибкая в свои 73 года, она показывает чудеса перевоплощения в серии автопортретов. То — зебра, то — Марлен Дитрих, то — первый чернокожий президент Америки! Так в середине девяностых она предсказала избрание Барака Обамы. Говорит, что это вышло случайно. Каждому из героев она придумывает свою легенду. "Французский писатель немного похож на моего друга – настоящего французского писателя, — рассказывает супермодель. — Я воображаю, что он идет по Бродвею на улицу Красных фонарей. Вот у него багаж. А поскольку он знаменит, его фотографируют. А он не хочет сниматься и кричит: "Отвалите!"
Впервые за 40 лет на снимках календаря Pirelli девушки одеты! И позируют они не на солнечных пляжах, а в трущобах Рио-де-Жанейро. Фоторепортер Стив Маккарри показывает то моделей, то город, то Мону Лизу, граффити на стене. Будто возвращает классический образ красоты духовной. "Адриана Лима снимается для календаря беременной, — гооврит Екатерина Иноземцева. — Что вообще не характерно. Женственность здесь — немного иная. Понятие о красоте получается более емким, более объемным, чем обычно в календаре Pirelli, который, как правило, лишь услаждает мужской глаз".
Биеннале "Мода и стиль в фотографии" готовит еще немало премьер и открытий. В программе – 43 выставки, которые пройдут на семи площадках.