Комиссия установила, что разбившийся 14 сентября в Перми "Боинг-737" вылетел из Москвы с отключенным автоматом тяги. Не работала у него также и система TCAS, помогающая летчику "разойтись" со встречным самолетом в случае их опасного сближения, однако обе неисправности попали в разряд так называемых отложенных. Поломки, не влияющие на безопасность полета, в авиации называются "отложенными".
Обычно такие отказы квалифицируются как БП (без последствий). Вылет с этими неисправностями разрешен, но при этом командир корабля лично принимает решение - отправляться ли в рейс. Список неисправностей, с которыми можно отправляться в полет, индивидуален для каждого самолет и четко прописан в инструкции, составленной конструкторами машины. В Россию полеты с "отложенными неисправностями" пришли с Запада, где все поломки, с которыми разрешен полет, изложены в инструкции под названием MEL ("Перечень минимального оборудования, при работе которого разрешен вылет").
По мнению российских экспертов, MEL был придуман для того, чтобы не снимать с рейсов самолеты с не очень серьезными неисправностями. К примеру, с неработающим вентилятором можно летать не более 20 дней, а с неисправным реверсом - не более 10 дней и так далее. Поначалу в MEL входили незначительные неисправности, но затем перечень неисправностей расширился, причем сейчас в нем содержатся даже некоторые неисправности двигателя. В советское время самолеты даже с незначительными дефектами в рейс не выпускали. Практически во всех аэропортах стояли резервные самолеты. Но с переходом к рыночным отношениям и в России появились списки неисправностей, с которыми разрешен полет. Российский перечень тоньше зарубежного MEL’а.
Стоит отметить, что в данном списке неисправностей ничего не сказано, к примеру, про Ил-76 - ему запрещено подниматься в воздух даже с малейшей неисправностью. Четырехмоторному Ил-96 разрешен вылет с двумя неисправными реверсами при условии, если эти реверсы расположены на симметричных двигателях и если неисправность будет устранена не позже 13 летных часов. В той же инструкции допускается вылет Ил-96 и с тремя неисправными реверсами - но только без пассажиров и только до базового аэродрома.
Кроме того, многие авиакомпании сейчас нередко сами разрабатывают инструкции по вылетам с "отложенными неисправностями". У каждой авиакомпании свой список неисправностей, с которыми они разрешают полеты, причем он должен составляться на основе допусков в инструкциях самолетов.