14 сентября произошла одна из самых загадочных авиакатастроф в нашей стране за последние годы. В Перми при заходе на посадку разбился "Боинг 737-500" авиакомпании "Аэрофлот-Норд". В результате трагедии погибли все находившиеся на борту 88 человек, среди которых Герой России Геннадий Трошев. Рассматриваются две основные версии произошедшего - ошибка пилотирования и техническая неисправность.
Сегодняшний день, 15 сентября, объявлен в Пермском крае днем траура по погибшим в катастрофе пассажирского самолета "Боинг-737". Согласно официальным данным, в результате трагедии погибли 88 человек - 82 пассажира, среди которых - семеро детей и 6 членов экипажа. Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразили соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе. Вчера же соболезнования и слова сочувствия передали президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Армении Серж Саргсян и Украины Виктор Ющенко, пишет "Независимая газета".
Самолет "Боинг-737-500" авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший рейс 821 Москва-Пермь, вылетел из аэропорта "Шереметьево" вчера в 01.12 по московскому времени. Во время полета вся аппаратура лайнера работала в штатном порядке. Проблемы начались через два часа, когда самолет уже снижался над Пермью для посадки в аэропорту Большое Савино. Как удалось выяснить корреспондентам "Российской газеты", в это время один из членов экипажа доложил диспетчеру о пожаре в двигателе. Радары зафиксировали, что самолет, находившийся на высоте 1800 метров, стал снова набирать высоту. После этого связь с "Боингом" потеряли, и он пропал с экранов радаров.
"В 5.10 по местному времени (в 3.10 по московскому) меня разбудил мощный гул,- рассказал один из жителей Тбилисской улицы Перми.- За окном увидел огненный шар, который упал на землю. Сразу оделся и побежал на место. Минут через десять был на месте - никаких пожарных и милиции еще не было. Увидел развороченное железнодорожное полотно, поваленные столбы и горящие мелкие обломки, которыми была завалена вся округа. Среди горящих обломков лежали сиденья с пристегнутыми трупами". Другая жительница окрестных домов Мария Николаева рассказала "Коммерсанту", что вначале она подумала, что произошла катастрофа на железной дороге: "Мы подумали, что взорвались цистерны поезда с горючим, и уже готовы были эвакуироваться в чем были. Из окна открылась страшная картина: вся земля горела, из обломков сыпались искры, столб огня доходил почти до пятого этажа дома".
Восстановить в общих чертах картину катастрофы эксперты и следователи, прибывшие на место трагедии, смогли лишь к вечеру вчерашнего дня. Лайнер рухнул на землю при заходе на посадку примерно в 10 км от аэродрома в черте города Перми. Самолет упал практически на насыпь железнодорожных путей Транссиба, меньше чем в 2 км от жилых кварталов. Удар был такой силы, что корпус самолета разлетелся на мелкие куски в радиусе нескольких сот метров, после чего возник сильный пожар, и у находившихся на его борту людей шансов спастись не было. Среди жертв крушения оказался и бывший командующий 58-й армией, советник президента, генерал-полковник, Герой России Геннадий Трошев. Как сообщили в пресс-службе администрации Пермского края, Трошев вместе с первым вице-президентом Федерации самбо РФ Владимиром Погодиным летели в Пермь для участия в турнире по самбо. Кроме того, на борту самолета находился президент Федерации самбо Чувашии, депутат Госсовета республики Александр Трофимов.
Кроме того, по данным компании "Аэрофлот", среди погибших 21 иностранец. В их числе 9 граждан Азербайджана, 5 - Украины, по одному пассажиру из Франции, Швейцарии, Латвии, США, Германии, Турции, Италии.
Среди местных жителей, на земле, к счастью, в результате падения самолета никто не пострадал, но на несколько часов была парализована работа Транссиба. Обломками самолета были разрушено около 100 м обеих путей железнодорожной магистрали, и были задержаны и пущены по обходному маршруту 14 пассажирских поездов дальнего следования, отмечает "Время новостей". Сейчас движение по Транссибу полностью восстановлено.
Говорят, что пилоты погибшего "Боинга" при заходе на посадку вели себя очень загадочно. В частности, руководитель полетов аэропорта Большое Сасово Ирек Бикбов вчера сообщил журналистам, что в последние минуты экипаж якобы не адекватно реагировал на команды диспетчеров с земли, выполняя их распоряжения точно наоборот. Что происходило на борту "Боинга", пока осталось главной загадкой, и ответ на этот вопрос, очевидно, даст лишь расшифровка "черных ящиков" - бортовых самописцев, фиксировавших переговоры в пилотской кабине и работу всех систем лайнера. Уже вчера утром они были найдены на месте трагедии и отправлены в Москву на расшифровку.
По факту случившегося возбуждено уголовное дело по ст. 236.3 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта"). "Сейчас рассматриваются две основные версии - ошибка пилотирования и отказ оборудования. Обе они имеют под собой основания, в том числе и свидетельские показания. Некоторые свидетели уже показали, что видели, как у самолета горели двигатели еще до падения",- сообщил газете "Коммерсантъ" замначальника Свердловского межрайонного отдела следственного управления на транспорте следственного комитета при прокуратуре РФ Эльдар Салахиев.
В свою очередь председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин после первого совещания в Перми сказал, что падение самолета вызвано техническими неисправностями и возгоранием правого двигателя. При этом пилоты, управлявшие "Боингом 737-500", говорят, что выход из строя только одного двигателя не может привести к катастрофе - эта машина может не только держаться в воздухе на одном двигателе, но и совершать с такой неисправностью взлет и посадку. В компетенции командира экипажа Родиона Медведева никто из них не сомневается - он налетал 3689 часов, из них 1165 часов - на "Боинг 737-500". Управлению "Боинга" он учился на курсах переподготовки пилотов в центре FTI в Денвере в 2006 году, отмечает издание.
Между тем, в Перми продолжает работу правительственная комиссия по выяснению причин крушения пассажирского самолета "Боинг-737". Ее проводит заместитель министра транспорта РФ Борис Король. Глава Минтранса Игорь Левитин будет докладывать о работе комиссии на президиуме правительства РФ. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе губернатора Пермского края.
В администрации также сообщили, что сегодня продолжится опознание тел погибших авиарейса 821. Как отметил руководитель Главного управления МЧС по Пермскому краю Олег Попов, "Боинг-737" разрушен полностью, останки пассажиров и экипажа практически не сохранились. "Все, что обнаружено на месте падения самолета, будет вывозиться для проведения экспертиз, но, видимо, останки таковы, что опознать по ним никого не удастся. Опознание будет происходить на уровне экспертиз ДНК", - сказал Попов.
В воскресенье на брифинге по итогам работы правительственной комиссии Игорь Левитин сообщил, что в течение суток будет организован забор крови для анализов на ДНК у ближайших родственников погибших, находящихся в России. Что касается иностранных граждан, сказал он, "у них есть возможность вылететь в Пермь и анализ может быть взят здесь". Если они не смогут вылететь в Россию, то анализ крови они могут сдать у себя дома, "это процесс будет организован в стране их проживания". Результаты анализа ДНК будут готовы через три-четыре недели, сказал министр.
Левитин сообщил, что правительственная комиссия готова взять на себя компенсацию расходов на погребение. Он также подтвердил, что минимальная норма страховок, которые будут переданы родственникам погибших, составляет 2 миллиона рублей, передают Вести.Ru.
Кстати, разбившийся "Боинг 737-500" ранее эксплуатировался китайской авиакомпанией. Изначально 8 сентября 1992 года этот самолет приобрела норвежская авиакомпания Braathens, но уже через 2 недели он был продан китайскому перевозчику Xiamen Airlines. И полтора десятка лет "Боинг" летал в Китае. Его владельцами в последующие годы были China Southwest Airlines и Air China. А в мае этого года его приобрела авиакомпания "Аэрофлот-Норд".
В принципе, по словам летчиков, 15 лет - нормальный возраст для самолета. По словам кандидата технических наук Владимира Герасимова, китайский этап мог и не сказаться на техническом состоянии самолета. "Все зависит от того, насколько тщательно соблюдают регламент технического обслуживания", - сказал "Известиям" Владимир Герасимов, - и страна здесь ни при чем. Однако в Международном авиационном комитете (МАК) с этим не согласны.
"После китайцев никогда ничего приобретать нельзя, - заявили "Известиям" в МАК. - Ни самолеты, ни запчасти. Китайцы эксплуатируют технику до тех пор, пока все из нее не выжмут. Но даже после этого перед продажей они снимают с самолета все стоящее оборудование и заменяют его своим контрафактом весьма низкого пошиба. Так что если даже самолет эксплуатировался в Китае довольно короткий период времени, то и тогда приобретать его для российского рынка весьма рискованно".
Руководство "Аэрофлота" между тем уже объявило о прекращении сотрудничества со своей дочерней компанией "Аэрофлот-Норд" ("Аэрофлоту" принадлежит 51% акций "Аэрофлот-Норда"). Как заявил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов после крушения пассажирского "Боинга-737", с понедельника самолеты "Аэрофлот-Норда" не смогут летать под прежним именем. "Мы слишком дорого заплатили за предоставление нашего фирменного названия этой компании. Речь идет о мерах по репутационной защите", - подчеркнул Окулов, сообщает "Финмаркет".
Также "Аэрофлот" направит комиссию для проведения проверки в другой дочерней компании - "Аэрофлот-Дон" (с 2007 года 100 проц. акций принадлежат "Аэрофлоту"). "Мы направим комиссию в "Аэрофлот-Дон", чтобы провести изучение ситуации", - сообщил Окулов. Результаты предыдущих проверок, по его словам, были удовлетворительными. Как отметил глава "Аэрофлота", авиакомпания и ее "дочки" имеют разные парки самолетов. Флот "Аэрофлот-Норда" состоит из Ту-154, Ту-134, Ан-24, Ан-26 и "Боинг 737-500"; "Аэрофлот-Дон" летает на Ту-154, Ту-134, Ил-86 и "Боинг 737-500". Теперь "Аэрофлот" не намерен передавать своих пассажиров дочерним компаниям и выполнять совмещенные рейсы.
Газета "Новые Известия" приводит список аварий с "Боингом 737-5".
"Боинг 737-5", рассчитанный на 132 пассажира, выпускался в 1989-1999 годах. Всего было изготовлено 390 машин. Авиакатастрофа в России стала первой аварией этого самолета, в которой погибли все пассажиры и члены экипажа.
7 мая 2002 года "Боинг 737-566" авиакомпании EgyptAir, выполнявший рейс Каир-Тунис, совершил аварийную посадку в 6 км от аэропорта столицы Туниса. Погибли 14 человек из 62, находившихся на борту.
16 сентября 1998 года самолет "Боинг 737-524" американской авиакомпании Continental Airlines, вылетевший из Хьюстона, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Мехико. Никто из 106 человек, находившихся на борту, не пострадал. Но самолет получил сильные повреждения и был списан.
26 июля 1993 года "Боинг 737-5L9" южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines, летевший из Сеула, рухнул в горах близ города Мокпо на юге Кореи при посадке в сложных метеоусловиях. Погибли 68 из 116 человек, находившихся на борту.