Американская авиастроительная компания "Боинг" не планирует собирать новые самолеты во время забастовки, которую начали в субботу около 27 тысяч ее сотрудников, сообщается в заявлении руководства компании. С каждым днем простоя "Боинг", по оценке экспертов, будет терять по 100 миллионов долларов, также у компании возникнут проблемы с поставками нового "Боинга-787".
"Во время остановки в работе "Боинг" будет поддерживать своих клиентов и их самолеты. Компания продолжит осуществлять поставку самолетов, собранных до забастовки, а также продолжит поставку запасных деталей. "Боинг" не намерен осуществлять сборку самолетов во время забастовки", - говорится в заявлении. Участники забастовки добиваются повышения заработной платы, гарантий сохранения рабочих мест, улучшения медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения. В среду 80% работников "Боинга" проголосовали против нового контракта и 87% - за забастовку. Забастовка началась в 00. 01 в субботу.
Профсоюз посчитал, что компания "Боинг" неуважительно отнеслась к переговорному процессу. Контракт истек в ночь со среды на четверг, однако профсоюз дал компании дополнительные 48 часов для разрешения всех вопросов. Тем не менее, руководство "Боинга" не выдвинуло новых предложений, заявив, что дальнейшие уступки сделают компанию неконкурентоспособной. Предложения и требования В среднем рабочий "Боинга" получает 27 долларов в час, что составляет порядка 56 тысяч долларов в год или 4,6 тысячи долларов ежемесячно без учета премий и сверхурочных. В соответствии с новым контрактом, компания предлагала увеличение зарплаты на 11% за три года и выплату единоразового бонуса в размере как минимум 5 тысяч долларов.
Однако, по условиям нового контракта, 2,5 тысячи долларов из суммы бонуса выплачивались бы только в том случае, если бы члены профсоюза проголосовали за контракт до четверга. Кроме бонуса и повышения заработной платы "Боинг" предлагал своим сотрудникам и другие блага, которые в финансовом эквиваленте составляют, в соответствии с новым контрактом, порядка 34 тысяч долларов на человека за три года. Однако, наряду с выплатами сотрудникам и увеличением зарплаты, компания сделала контракт выгодным и для себя: в частности, была повышена стоимость медицинского обслуживания для служащих. Профсоюз, помимо других преимуществ, пытается добиться не 11-процентного, а 13-процентного повышения зарплаты. Последние переговоры профсоюза с компанией проходили в городе Орландо (штат Флорида) в курортном отеле "Коронадо Спрингс". По словам координатора переговоров со стороны профсоюза Марка Блондина, к шести часам вечера пятницы стало ясно, что переговоры зашли в тупик.
"Боинг" в лице вице-президента Скота Карсона заявил, что "к сожалению, разногласия были слишком велики". Ближе к ночи с пятницы на субботу профсоюз объявил о решении начать забастовку. Как бастуют в США Выйдя на забастовку, работники не сидят дома и не просиживают время на заводе. Все действуют по четкому расписанию, которое было разослано членам профсоюза еще в августе. Бастующие выходят на пикет посменно, каждая смена продолжается четыре часа. Однако прийти в пункт сбора нужно за час до начала смены: на пункте бастующий проходит инструктаж и его отвозят к месту проведения пикета. Профсоюз советует вышедшим на забастовку найти временную работу, чтобы поддерживать свою семью. В то же время, каждую субботу, начиная с 27 сентября, в случае продолжения забастовки профсоюз пообещал выплачивать еженедельно по 150 долларов каждому участнику стачки.
Пикеты проходят у заводских ворот круглосуточно. Бастующие держат в руках плакаты, на которых красным по белому написано: "На забастовке против "Боинга". Это далеко не первая забастовка служащих компании. В 2005 году порядка 18,5 тысячи механиков уже выходили на стачку, что привело к четырехнедельной остановке сборки коммерческих самолетов. История забастовок профсоюза выглядит следующим образом: в 1948 году - 140 дней, в 1965 - 19 дней, в 1977 году - 45 дней, в 1989 году - 48 дней и в 1995 году - 69 дней. Экономика вопроса С каждым днем забастовки "Боинг", по оценке экспертов, будет терять примерно по 100 миллионов долларов, также у компании возникнут проблемы с поставками нового "Боинга-787".
Если "Боинг" не сможет достаточно быстро договорится с профсоюзом, то, по мнению экспертов, первый полет "Дримлайнера" ("Боинг-787") будет вновь перенесен - теперь уже на следующий год. Во время прошлой 24-дневной забастовки в 2005 году "Боинг" не смог поставить более 20 самолетов, сборка которых стояла в расписании. В настоящее время "Боингу" заказано 3,6 тысячи различных самолетов на общую сумму в 263 миллиарда долларов. Большинство заказанных самолетов - "Боинги-737" - одни из самых популярных в мире самолетов для региональных полетов. В 2007 году "Боинг" сообщил о доходах в размере 4,1 миллиарда долларов. По оценкам экспертов, финансовое состояние компании в настоящее время может позволить без проблем выдержать краткосрочную забастовку. Однако долгая забастовка может сорвать планы по сборке, испытаниям и поставкам нового "Дримлайнера", который компания планировала представить заказчикам уже в этом году.
Однако по разным причинам полеты первых "Боингов-787" постоянно переносились. Теперь первый полет планируется осуществить не ранее третьего квартала 2009 года. Новые трудности Впереди "Боинг" ожидают сложные переговоры со своими "белыми воротничками" - инженерами и техническими сотрудниками компании. Переговоры по их трехгодичному контракту начнутся 28 октября. Их профсоюз, объединяющий 21,5 тысячи сотрудников компании, уже выразил поддержку рабочим, а его исполнительный директор Рэй Гофорт назвал действия "Боинга" "ошибкой менеджмента". "Вынудив рабочих на эту забастовку, руководство "Боинга" снова подвело своих клиентов, работников и акционеров", - сказал Гофорт. Несмотря на то, что инженеры и техсостав не принимают участия в забастовке, президент их профсоюза Синтия Коул дала распоряжение выражать поддержку тем, кто бастует и проводит пикеты у ворот заводов. "Мы поддерживаем усилия, которые они предпринимают, добиваясь честного и резонного контракта от "Боинга", - говорится в заявлении Коул. "Боинг" сталкивается не только с внутренними проблемами.
В конце прошлой недели в суд Чикано был подан иск от трех семей, родственники которых погибли в прошлом месяце во время авиакатастрофы в Мадриде, жертвами которой стали 154 человека. Работы адвокатам "Боинга" добавляет и американское правительство, которое подало иск к компании за завышение цен на оборудование для бомбардировщика B-1, в котором говорится, что ВВС переплатили 7,5 миллиона долларов, поскольку "Боинг" не сообщил во время переговоров о цене, что найден источник более дешевых деталей для строительства систем защиты самолетов от ракет. ВВС заплатили 36 миллионов долларов за 57 комплектов защиты от ракет для бомбардировщиков. В соответствии с законом, государство имеет право отсудить у "Боинга" сумму, в три раза превышающую размер переплаты, плюс штрафы. В иске против компании также отмечается, что сотрудники "Боинга" предупреждали менеджеров о том, что не стоит утаивать на переговорах информацию о наличии более дешевых деталей. Однако, по мнению руководства "Боинга", переговоры велись честно и контракт был выполнен.