Самолет MD-82, потерпевший неделю назад катастрофу в мадридском аэропорту "Барахас", сначала ударился о землю хвостовой частью, а затем уже упал и загорелся, сообщил председатель комиссии по расследованию катастроф и аварий гражданской авиации Франсиско Сото.
Авиакатастрофа произошла 20 августа около 16:45 по Москве. Самолет MD-82, направлявшийся из Мадрида в Лас-Пальмас (Канарские острова), почти сразу же после взлета рухнул на землю и загорелся. Жертвами крушения стали 153 человека, 19 пассажирам удалось чудом спастись. Точные причины трагедии пока не установлены, идет расследование.
Во вторник комиссия передала первые отчеты о катастрофе судье Хуану Хавьеру Пересу, ведущему дело о крушении самолета компании Spanair. По словам Сото, комиссия будет готова обнародовать первые результаты расследования через месяц, хотя само расследование может продлиться месяцы.
Изучив запись камер видеонаблюдения аэропорта, состояние взлетно-посадочной полосы 36L и местности, где произошла трагедия, а также другие свидетельства, комиссия сделала вывод о том, что самолет поднялся в воздух, пройдя на 500 метров больше ВВП, чем обычно требуется для взлета.
Уже вне ВВП (на полосе не были обнаружены следы шин или другие отметки, которые свидетельствовали бы о том, что машина касалась полосы после взлета) лайнер ударился хвостовой частью о землю с такой силой, что она отвалилась от корпуса машины. Затем три раза на протяжении почти 1200 метров самолет подпрыгнул, ударяясь о землю, и упал недалеко от водоема. Ни один из моторов в полете не загорался и не взрывался. Самолет загорелся, уже находясь на земле. "Взрыв топлива в подобных ситуациях - совершенно неизбежная вещь", - отметил Сото.
По словам председателя комиссии, все это пока предварительные выводы, которые надо будет детально подтвердить многочисленными свидетельствами, в первую очередь досконально изучив состояние частей самолета, которые удалось собрать на месте катастрофы. В частности, несмотря на пожар, уничтоживший почти весь лайнер, "в относительно целом состоянии" сохранились оба мотора, хвостовая часть, дополнительная система тяги, некоторые электронные системы управления самолетом и, самое главное, "черные ящики".
"Черные ящики" комиссия еще в прошлую пятницу решила отправить для расшифровки в Лондон, в лабораторию по расследованию авиакатастроф в Фарнборо. Сото уточнил, что поскольку "черные ящики" пострадали от удара и пожара и находятся не в лучшем состоянии, решено было передать их высококвалифицированным британским специалистам.
По данным газеты El Pais, "черные ящики" уже возвращены в Мадрид, и у комиссии есть копия записи разговоров пилотов. Но специалистам придется еще поработать над тем, чтобы очистить записи от шумов. Сравнительно четкой сохранилась запись разговора пилотов с вышкой авиадиспетчеров.
В составе комиссии семь испанских независимых экспертов и девять иностранных специалистов, в том числе из компании-производителя самолета (Boeing) и компании-производителя авиамоторов JT8SD (Pratt&Whitney), которые стоят на модели самолета MD-82.