В эти выходные на территории Международного аэропорта «Домодедово» проходит авиасалон «Деловая авиация и авиация общего назначения России - 2008". Основная цель мероприятия - демонстрация конкурентных преимуществ, перспектив развития рынка гражданской авиации.
Как выяснилось в ходе работы авиасалона, спрос на авиатехнику для деловых людей в России велик, но сдерживается по нескольким причинам. В первую очередь потому, что в Воздушном кодексе даже не прописан термин «деловая авиация», не существует понятия «государственное регулирование в авиации общего назначения», а это авиаклубы, «скорая помощь», самолеты для сельского хозяйства. Для развития деловой авиации есть еще ряд препятствий: волокита при регистрации, дорогое наземное обслуживание, высокие таможенные пошлины.
Именно поэтому российские бизнесмены предпочитают держать свои самолеты за границей. По данным Ассоциации деловой авиации, в России сегодня зарегистрировано всего 50 самолетов, принадлежащих корпорациям и бизнесменам, тогда как за границей - 80. Но спрос растет, и за четыре года авиатехники стало больше в четыре с лишним раза. Список находящихся в частном владении самолетов общего назначения составляет примерно полторы тысячи самолетов и вертолетов.
Об идее авиасалона рассказала координатор проекта Нина Гришина: «Здесь все объединено одной идеей - идеей частного самолета: для частного владельца, для корпораций и прочих нужд. Естественно, далеко не все наши участники нацелены только на деловую авиацию или авиацию общего назначения (АОН), но уделяют этому направлению некий сегмент своей деятельности. К примеру, австрийская компания привозит сюда свои легкомоторные летательные аппараты. Она выставляет четыре воздушных судна, которые находятся на стыке деловой авиации и АОН. Допустим, человек может купить себе этот самолет, как автомобиль, и летать на нем, допустим, на дачу в другую страну. По законодательству это будет некоммерческая авиация».
Потенциальных покупателей, уверены устроители авиасалона, в России так много, что, например, мощностей завода «Сессна» не хватит, чтобы обеспечить российский рынок. К примеру, в России сегодня летает примерно 30 самолетов «Сессна-172», причем 90% из них - очень старые. Эти самолеты применяют сегодня там, где раньше летали АН-2. Теперь их осталось не более сотни, а во времена Советского Союза было несколько тысяч.
Что на авиасалоне в «Домодедово» предложили российские производители? ЯК-40, двуместный биплан и ВИП-варианты ТУ-134. В такой комплектации компания «Туполев» выпустила уже более тридцати самолетов. Среди заказчиков, как заявил в первый день работы авиасалона исполнительный директор Сергей Ильюшенков, «Норильский никель», «Алроса», «Капиталавиаинвест», администрация Самарской области. Страны Восточной Европы заказали такие самолеты в версии «деловой класс».
«Прекрасно отделанный салон, самая современная, прекрасного цвета и качества кожа, - рассказывает об этом воздушном судне Ильюшенков. - Помимо этого пассажир имеет возможность пользоваться спутниковым телефоном, который здесь тоже есть. Есть и самая современная навигационная аппаратура. И дополнительные топливные баки, чтобы придать этому самолету дальность более 4 000 километров, чтобы ТУ-134 мог лететь без посадки до Иркутска как минимум».
Северные маршруты, охватывающие основные нефтегазовые регионы страны, объяснил Сергей Ильюшенков, у российских бизнесменов наиболее популярны, и в тех краях многие иностранные самолеты не могут приземляться.
Самолеты от зарубежных кампаний координатор проекта Ирина Гришина характеризует как хорошо известные в Европе: «На мировом рынке это не новинки. В принципе, у нас здесь весь сегмент от АОН до деловой авиации представлен. Но вообще в России очень узко раскрыта эта тема авиация, очень много путаницы. Человеку, который хочет купить самолет, надо преодолеть очень много барьеров, начиная от выбора».
В воскресенье авиасалон заканчивает работу, а следующий, скорее всего, пройдет в Жуковском. «Мы рассчитываем сделать его ежегодным, и следующий авиасалон провести в рамках МАКС», - говорит Гришина.
Всего в «Домодедове» выставлены полтора десятка самолетов бизне-класса по цене от 10 миллионов долларов. Ожидаемый на очередных авиасалонах ТУ-334 в бизнес-варианте может стоить 43-44 миллиона. Его обещают построить быстрее уже через два года. А в 2009 году в Москве может появиться официальный авторизованный центр по обслуживанию частных самолетов, аналогичный центрам для автомобилей-иномарок.