В Страстную пятницу - самый скорбный день церковного года - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в храме Христа Спасителя вечерню с выносом плащаницы, изображающей снятие с креста Тела Господня, и утреню с чином погребения.
Великая Пятница - самый скорбный день в году. В этот день христиане воспоминают Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером - читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.
Это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы - чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Пятница - день крестной смерти Христа - постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы.
Вынос Плащаницы - иконы Христа, лежащего во гробе - совершается, как правило, днем.
Примерно в два или три часа дня плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во "гробе" - возвышении, украшенном цветами.
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы - во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального "Святый Боже...": Святая Плащаница обносится вокруг храма.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев.
"К этим святым воспоминаниям искупительной жертвы Господа и Спасителя нашего готовила нас Святая Церковь в течение всего Великого поста, - напоминает в проповеди Патриарх Алексий II, - Но человечество продолжает грешить. И если мы не каемся в своих грехах, если не стараемся построить жизнь по Христовым заповедям, то тем самым сораспинаем нашего Спасителя и Искупителя Господа Иисуса Христа.
Разве мы с терпением несем свой жизненный крест? Но ведь каждому крест дается по его силам, не бывает креста выше сил человеческих. Вспомним, не унываем ли мы, обращаемся ли с горячей молитвой ко Господу, начинаем и заканчиваем ли ею день свой?
Испрашиваем ли мы благословения Божия на каждое дело, к которому приступаем? А ведь молитва имеет огромную силу, она помогает нам нести наш жизненный крест и подает нам терпение, помогает не унывать на путях нашей жизни.
А сколько грехов мы совершаем по отношению к нашим ближним, вместе с которыми совершаем жизненный путь! Как часто мы осуждаем других людей, как часто видим лишь свои скорби, свои болезни, но не замечаем, не чувствуем, не разделяем трудности ближних, не помогаем им в несении их скорбей и болезней. Бываем ли мы милосердны по отношению к ближним? Как часто мы замечаем и осуждаем каждый, даже малый проступок, который совершают окружающие нас люди, и в то же самое время не замечаем, что мы во много раз больше согрешаем подобным же образом. Мы не чувствуем свой грех и готовы все себе простить.
В эти священные минуты следует еще и еще раз оглянуться на пройденный ранее путь, проверить свою жизнь в свете заповедей Христовых, осознать, что Господь за наши грехи принял вольные страдания, что Он претерпел Крестную смерть за спасение мира".
Святейший Патриарх Алексий II напоминает, что "Поклоняясь Живоносному Гробу Спасителя, мы должны снять вину со своего сердца, прося Господа, чтобы Он покрыл Своим милосердием наши вольные и невольные согрешения и сподобил нас радости встретить Воскресшего Господа в спасительный и светлый праздник Пасхи Христовой" .
В Страстную Пятницу на Руси совершался чин омовения святых мощей: патриарх и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора, затем торжественным крестным ходом направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор.
При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились люди.