Европарламент одобрил программу реализации системы спутниковой навигации Galileo, которая должна быть запущена в эксплуатацию в 2013 году. Проект будет профинансирован из средств европейского бюджета, а общая сумма инвестиций составит 3,5 млрд евро. Курировать реализацию поручено специально для этого учрежденной комиссии Galileo Inter-institutional Panel (GIP), которая будет состоять из представителей Еврокомиссии, Европарламента и Европейского совета.
По словам европейского комиссара по транспорту Жака Барро (его цитирует "Прайм-ТАСС"), до начала лета 2008 года будет объявлен тендер среди промышленных предприятий на участие в проекте, а к концу года с победителями планируется подписать соответствующие контракты.
Как сообщается в пресс-релизе Еврокомиссии, контракты будут разбиты на шесть групп (спутники, носители, программное обеспечение, связь, контрольные центры и управление), при этом одна компания может подать заявки на участие не более чем в двух конкурсах одновременно, а на каждый вид продукта будет выбрано как минимум два поставщика.
Обе эти поправки были внесены евродепутатами, чтобы обеспечить структурам ЕС полный контроль над проектом.
Вопрос финансирования Galileo после ее запуска будет рассмотрен в 2010 году. ЕС планирует привлечь к финансированию различные государственные фонды, предложив им взамен часть доходов от реализации проекта. Конечные пользователи должны получить качественные услуги по разумным ценам, отмечается в пресс-релизе.
Напомним, что это уже вторая попытка реализовать данный проект. Первый план был одобрен Еврокомиссией еще в 2003 году, тогда запустить Galileo обещали в 2008 году. Этот проект был сорван из-за разногласий между странами ЕС по поводу степени своего участия, а также из-за нежелания частных компаний инвестировать в Galileo. В 2007 году Еврокомиссии пришлось взять руководство на себя, а дыру в бюджете Galileo в размере 2,4 млрд евро закрыли за счет средств нереализованных фондов на поддержку сельского хозяйства.
Переход контроля над Galileo к ЕС выглядит логичным, так как важнейшим вопросом при разработке системы спутниковой навигации является проблема государственной безопасности. Как писала «Газете.Ru» ранее, во время военной кампании в Ираке сигнал GPS был заглушен и оказался доступен только американским военным. Василий Буров, директор по внешним связям Лиги независимых экспертов Linex, уверен, что главная цель Galileo - обеспечить незваисимость европейских военных от американского стандарта GPS. С ним соглашается Сергей Савин из J`son & Partners.
Буров считает, что в проблеме безопасности заключается главная причина создания и других альтернативных GPS систем - российской ГЛОНАСС и китайской "Бэйдоу". При этом он предполагает, что новые спутниковые системы будут использоваться военными и за пределами стран-разработчиков. «Китайская "Бэйдоу", возможно, будет взята на вооружение странами Латинской Америки, которые не рассматривают Китай в качестве угрозы своей безопасности», - рассказал «Газете.Ru» Буров.
«У Galileo больше всего шансов среди африканских стран, а российская ГЛОНАСС может заинтересовать военных в некоторых странах ближнего зарубежья, прежде всего в Беларуси, Казахстане и Армении», - полагает эксперт.
На потребительском рынке успех новых навигационных систем вызывает сомнение, так как GPS де-факто стала стандартом, под нее разработано большинство существующих устройств, программ и электронных карт.
По мнению Савина из J`son & Partners, устройства с поддержкой Galileo, ГЛОНАСС и "Бэйдоу" будут иметь шансы на успех только на родных для себя рынках, а необходимым условием для этого станет государственная поддержка. Буров из Linex считает, что у Galileo перспектив больше, так как в Европе достаточное количество производителей электроники, с которыми ЕС может договориться.