Искусство плетения турецких ковров уходит корнями в глубь веков
Невозможно вообразить Восток без ковров; они здесь везде - в домах и мечетях, на полу и стенах. И даже в сказках. В Турции искусство ковроткачества зародилось во времена сельджукских кочевников. А османы, унаследовавшие у них основы этого мастерства, подняли его на небывалую высоту.
Изобретательные кочевники
Первые ковры были созданы на территории современной Анатолии в далёком XII в. в поселениях сельджуков. Климат здесь не слишком благоприятный, и кочевники придумали ковры, чтобы утеплять ими пол и стены своих жилищ. Раньше для этого использовались шкуры животных.
Несложно догадаться, что шерсти у сельджуков было в достатке. А станки для плетения легко собирались и разбирались, что весьма удобно при кочевом образе жизни. Направляясь из Центральной Азии на Запад, они популяризировали искусство ковроткачества по всей Турции.
Особое место в ковровой истории занимают несколько раритетов XIII в. под названием «ковры Коньи». Известнее их только старейший пазырыкский ковёр, обнаруженный при раскопках на Алтае. Древние сельджукские ковры можно увидеть в стамбульском Музее турецкого и исламского искусства. Они украшены разнообразными фигурами, а по краям куфическим письмом - одним из старейших видов арабского письма.
Монарх на фоне ковра
Пришедшие на смену сельджукам османы переняли искусство ковроткачества. Изображения были всё те же - природа, фигуры, куфическое письмо. Но рисунки становились уже более стилизованными, и к XV в. на коврах красовались исключительно геометрические узоры. Цвета были очень яркие - жёлтый, зелёный, синий, красный и пурпурный.
Начиная с XIV в. турецкие ковры стали столь популярны, что каждый европейский аристократ мечтал украсить свой замок экзотической диковинкой. Они экспортировались в больших количествах, но стоили так дорого, что покупали только правители и их приближённые.
Османский ковёр был признаком высокого дохода и положения в обществе. Многие западные монархи позировали на фоне ковра известным художникам того времени. В западной живописи эпохи Возрождения появились такие термины, как «ковёр Гольбейна» и «ковёр Лотто» - типы турецких ковров, названные по фамилиям художников немца Ганса Гольбейна-младшего и венецианца Лоренцо Лотто, часто изображавших их на своих полотнах.
Турецкие ковры есть на картинах «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом» Верроккьо (1475), «Милостыня святого Антония» Лотто (1542), «Портрет Ричарда Секвила» Ларкина (1613), «Послы» Гольбейна-младшего (1533) и многочисленных портретах Генриха VII его же кисти.
Рассказывают, что этот монарх обладал богатейшей коллекцией из 800 ковров, половина которых была из Турции. Правда, король и его последователи плохо заботились об артефактах и большинство из них испортилось в сыром лондонском климате.
От квадратиков к листочкам
В Османской империи было несколько центров изготовления ковров: сельджукская Конья, Бергама и Ушак с его ткацкими станками колоссальных размеров. В последнем в XVI в. появились новые рисунки - круглые медальоны, восьмиконечные звёзды и так называемый «птичий» узор, отдалённо напоминающий пернатых, ведь изображать животных запрещено исламом. А также узор чинтамани, представляющий собой двойную волнистую линию - древний восточный символ исполнения желаний.
После завоевания Каира в 1517 г. в османском искусстве возникли мамлюкские мотивы. Ковры стали делать пастельных тонов, из мягкой шерсти, с преобладанием растительных мотивов.
Двойной узел - двойная прочность
Ковры бывают двух видов - ворсовые, создающиеся вязкой узлов, и безворсовые, состоящие из переплетения вертикальных и горизонтальных нитей. Издревле их ткут из шерсти, её смеси с хлопком или шёлком и из чистого шёлка.
Шёлковые ковры стоят неимоверно дорого из-за сложности изготовления. Мастерице, даже если она будет трудиться каждый день, потребуется целый год, чтобы создать произведение ткацкого искусства размером 2 на 3 метра.
Раньше по узору ковра можно было с лёгкостью определить, где он был изготовлен, - рисунок и цвета соответствовали определённой местности и несли смысловую нагрузку. Сейчас всё смешалось. Картинки могут быть любые - растительные, геометрические, религиозные.
Турецкие ковры отличаются особенной прочностью, потому что при плетении используется специальный двойной узел - это повышает плотность и позволяет создавать более тонкие узоры. Выбирая ковёр, переверните его и согните пополам - если он действительно сплетён вручную, будут видны узелки. А при попытке вытащить ворсинку ничего не получится.
Ковровая «контрабанда»
Сегодня полюбоваться шёлковыми коврами из Хереке можно в стамбульских дворцах Долмабахче и Бейлербей, а сфотографироваться на их фоне - в стамбульском Музее турецкого и исламского искусства, чья коллекция заслуженно считается уникальной.
Самый большой ковёр в мире находится в мечети шейха Зайда в Абу-Даби. Его площадь 5627 квадратных метров, а вес 47 тонн. Над ним работали около 1200 ткачей, которые сплели 2 268 000 узелков.
Если вы решите купить ковёр в Турции, вам обязательно должны дать товарный чек и бумагу, где написано, что он не старинный. Велика вероятность того, что эти бумаги потребуют на границе, потому что вывозить антиквариат из Турции запрещено.