Размеры Стамбула, не побывав там, представить невозможно. Статистические данные о 15 миллионах жителей приводят в ступор, но все равно ничего не говорят. Стамбул не огромный – он громадный. Колоссальный. Целая страна в стране. Турция не есть открытие, но российский турист предпочитает работать барбекю в Анталии, а в Стамбул ездят в основном лишь челноки, поэтому, как ни странно, приезжающие смотреть именно сам град, других смотреть, а себя не показывать, это скорее исключение.
В Турции везде встречаешь Ататюрка (Мустафу Кемаля) – это местный Ленин, или даже, учитывая местный колорит, Сапармурат Ниязов в свои лучшие годы. Названия, портреты, цитаты – везде, поэтому главный аэропорт иначе как Ataturk называться не может. В общественной жизни Ататюрк – непререкаемое божество. Его уважают и на него ссылаются все.
Из полусотни с хвостиком мусульманских стран мира Турция считается единственной светской. Есть, правда, еще скользкий пример Албании, единственной страны в мире, где государственной религией назван атеизм, но там как раз мусульманское правительство царствует на деле практически безраздельно.
Стамбул – классический, древний, обалденный приморский город.
Зелень тут как сорняк. Морской бриз с запахом соли и водорослей. Город одновременно в Европе и в Азии. Две части города разделяет Босфор – морской пролив. Не канал, не русло – именно море. В дымке моря на горизонте теряются очертания обжитых земель – это уже другой континент, но все еще один и тот же город. Европу с Азией связывает мост. Над морем. На внушительной высоте, при которой проходящие под ногами танкеры кажутся мелкими шлюпками.
Историческая часть города – полуостров Золотой Рог. Тут находится центр православия – Софийский собор, переделанный позже в мечеть. Рядом Дворец султана и весь средневековый город ухватывающего восточного колорита. С базарами, мечетями, узкими витиеватыми улочками, нереально как просачивающимися машинами, зазывалами, закусочными и чайханами.
Кстати, наверное, нигде в мире нет такой культуры фаст-фуда.
Смотрел когда-то репортаж про чревоугодливого американца, который в Стамбуле остался насовсем, да только и занимался тем, что лопал местную жратву. Увидев и опробовав все это безобразие, верю безоговорочно. Если вы лопали шаурму, кебабы, хачапури и прочую снедь – забудьте. Это не оно. Близко не валялось. Фаст-фуд обалденнейшей вкусноты. Везде.
На каждом углу завернут шаурму. В лаваш, в поджаренную тут же питу, выложат на тарелку. Мясо везде мягкое, такое, что можно есть губами, горячее и сочное настолько, что пока тебе заворачивают очередную снедь, борешься с соблазном выхватить ее, будто ты последний голодный скиф из голодного края. В любую булку с сочным мясом влепят куст свежей зелени, салата всех мастей. На любом пирсе можно уговорить вкуснейшую рыбную тушку, которая свежестью и жаром аж плачет. Да точно так же в сторонке, как выходец голодного Поволжья, с винным соусом, лимоном да зеленью с грядки, уговорить.
Попробовал зайти в ресторан – дурное дело. Нет, так же вкусно, но долго – вопрос чревоугодия не стоит, так что питаться только в уличных лавках.
Помимо этого, всегда и везде есть все средиземноморские салаты, которые готовят при тебе из свежего продукта. Кукуруза горячая с маслом и солью. Все виды восточных сладостей. Сласти поедаются, кстати, для нас несколько непривычно – с водой. Чай пьется без закуски, очень крепкий и горячий. Кофе местный наоборот чуть теплый. Из холодных напитков везде есть айран – по сути подсоленный кефир. Все это вкуснейшее богатство можно купить в любом закоулке по смешным ценам.
Вождение. Когда меня вез первый таксист, я подумал, что так водит только он. Потом убедился, что так водят все.
Местные водилы – смесь профессионализма с раздолбайством. Турки с переключением скоростей не дружат. Разгоняются на первой до сорока, когда мотор начинает жалобно стонать и грозить умереть, на второй – до 60-ти, на третьей – до ста, четвертой не пользуются вовсе. Причем, очевидно, уверены, что так и надо, оттого коробка-автомат в Турции не практикуется особо: она нарушает гармонично сложившуюся картину.
Ездить предпочитают быстро, причем гонят всегда по узким проулкам, яростно бибикая, а на свободной трассе всегда тащатся как на ишаке. Если впереди узкий проезд или затор – разгоняются, чтоб влететь в него на скорости. Если не получается влететь – задний ход (задом ездят, кстати, на такой же скорости, что и вперед), а потом снова как на штурм с прежней скоростью. Естественно, на пешеходов никто не смотрит, да и просто в зеркало глядят нечасто. Но ни одной аварии не видел. Плюс паркуются мегавиртуозно. Когда при мне припарковались на краю обрыва на скорости, да так, что от колес по 10 сантиметров до края, я выматерился и не смог не зауважать.
Как в любом мегаполисе, в Стамбуле есть помимо исторического центра деловой центр – с офисами и парками, стадионом «Галатасарай» и тихими холмистыми улицами, широкими и непривычно малолюдными.
Посреди города – Истикляль Каддеси, пешеходная торговая улица с курсирующим туристическим трамваем и кучей местных неформалов, которых, кстати, в Турции полно (от клянчащих денег панков – через старых местных трэшеров – к суровым хайратым братьям во всяких страшных бурзумовских футболках).
Там же есть некий Туннель – одно из самых старых метро в Европе. Просто с улицы входишь в обычное административное здание, а там в стене кирпичный туннель с запахом подземной сырости, и по нему, под землей, в горе, ходит древний фуникулер.
Есть старинная азиатская часть – Ускюдюр.
Здесь лепятся друг на друга крошечные и некрошечные домики всех пестрых мастей, есть кварталы трущоб, где даже названий улиц нет. Письма приходят туда примерно по такому адресу – «Мустафе, поворотя налево во двор, спросить Ахмеда, чтоб передал, его там каждая собака знает».
Кстати, строения в Стамбуле впечатляют особо. Очень много жилых домов создается по следующему принципу: находится участок крепостной стены, а к нему просто достраивается из всего подручного материала дом. Есть строения просто нереальные. Дом в ширину лоджии. Длинный. И пятиэтажный. Не хватит никакого времени, чтобы обойти и увидеть всех этих колоритных уродцев.
Помимо центра в Стамбуле есть, разумеется, окраины.
Стамбул огромен настолько, что я, возжелав доехать до окраины, сделать этого с первого раза не смог. А еще не заметил классических спальных районов. Есть, конечно, горстки высотных жилых зданий, но все они обязательно перемежаются пестрой однородной восточной застройкой: с арыками, бельем на балконах, трущобами, бетонными грязными колодцами.
Транспорт в городе неплох.
Скоростной наземный трамвай, с ветками паутиной, в которых при этом не заблудишься. Совершенно умопомрачительное, комфортное, чистое современное метро, в котором отдельные поезда могут не только уходить с одного пути на разные линии, но и делать это разъединяясь по вагонам. На любой безнадежный случай в любой точке города есть таксисты. Такси цивильное: все по счетчику, торговаться ни с кем не надо, причем счетчик считает по километражу, без времени, так что никакой водила не заинтересован держать тебя в трафике.
Первое впечатление от Стамбула – Запад с восточным колоритом. Финальное впечатление – однозначный, глубокий, дремучий Восток с кивками в сторону Запада, которые тоже не более чем восточные миражи. Город однозначно стоящий того, чтобы в нем побывать не единожды.