В 53 городах Турции функционирует более 130 музеев. В музейных коллекциях содержаться 2,2 млн. единиц хранения: археологические находки, предметы материальной культуры, монеты, иконописные таблички, образцы искусства каллиграфов, архивные документы, рукописи.
Ежегодно коллекции музеев пополняются в среднем на 50 тыс. экспонатов. Кроме того, под охраной государства находится 13,6 тыс. недвижимых объектов культуры: военные сооружения, ритуальные и административные здания, архитектурные ансамбли, памятники природы и др. Ежегодно музей посещают более 10 млн. человек.
На холме, возвышающемся над местом слияния Босфора, Золотого Рога и Мраморного моря, там, где раньше находился императорский дворец Константина, Мехмед II построил свой дворец Топ Капи, центр власти Османской империи XV–XIX вв. Султаны и их придворные жили в роскоши. Беспорядочно разросшийся, эклектичный ансамбль султанского Topkapi palace не обнаруживает и следов единого архитектурного замысла. Каждый новый султан вносил в него что-то свое, а четыре больших пожара мало способствовали сохранению какой бы то ни было архитектурной целостности.
Президент Кемаль Ататюрк объявил его музеем в 1924 году, и с тех пор экспозиции его пополняются. В некоторых залах ощущаешь себя как в сказке "Тысяча и одна ночь". Вряд ли где еще можно увидеть в одном месте столько бриллиантов, сапфиров, изумрудов и жемчуга. Это все султанские сокровища и подарки от разных правителей мира. Усыпанные алмазами ордена, переплеты книг из розового жемчуга и османские миниатюры, сабли, мечи и ружья с золотой и серебряной инкрустацией. Из нависшего над горой балкона одного из залов дворца открывается удивительный вид на пролив Босфор и противоположную часть города – Бейоглу – по ту сторону моста через бухту Золотой Рог. Над Бейоглу возвышается башня, которую византийцы построили еще в V веке. На ее верхнем этаже – современный и очень дорогой ресторан и смотровая площадка. Башня Галата для Стамбула – это почти то же, что Эйфелева башня для Парижа. Да и район, который начинается за башней, нравами своими и изысканной архитектурой в стиле модерн похож на Париж. На смотровую площадку, кстати, можно попасть, минуя ресторан. Просто дайте привратнику пару долларов или пачку сигарет, и он вызовет для вас лифт. Стамбулом со смотровой площадки башни можно любоваться долго и в любое время суток.
Дворец Topkapi Palas состоит из нескольких дворов и зданий. Внешний двор (Бирун), внутренний двор (Эндерун), гарем, которые были, в свою очередь, разбиты на многочисленные внутренние дворики – авлу, между которыми имелись проходы с воротами. В первом дворе находился великолепный сад. Справа от второго двора, в тени кипарисов и платанов, скрывались дворцовые кухни, впоследствии перестроенные в галереи, в которых выставлены великолепные коллекции хрусталя, серебра и китайского фарфора. Налево гарем – отдельные помещения для жен, наложниц и детей султана. Третий двор вмещает зал аудиенции, библиотеку Ахмеда III, выставку ювелирных изделий и роскошных костюмов, которые носили султаны и члены их семей, а также бесценную коллекцию средневековых рукописей.
Topkapi palace в Турции не представляет ценности в качестве памятника архитектуры, но это единственный в своем роде исторический памятник, комментирующий и освещающий почти всю жизнь османской династии; на колоннах, на стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи; 25 султанов здесь жили, здесь утвердилась династия, здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение. Это была крепость, дворец, святилище. Там была голова империи и сердце исламизма; это был город в городе, величественная цитадель с многочисленным населением под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, полных ужаса. Город, деревня, дворец, арсеналы, школы, мечети, где беспрерывно сменялись праздники, религиозные церемонии, дипломатические аудиенции. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы, зверски убивали. Здесь сходились нити всех заговоров и раздавались крики мятежей, сюда стекалось золото и здесь текла кровь империи, здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов, сюда в продолжении трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий целому свету.
Справа от главного входа во дворец, известного как Баб-и-Хумаюн, или Высочайшие врата, находится мраморный фонтан в стиле рококо, построенный в 1728 г. по случаю 25-летия правления султана Ахмеда III. Высочайшие врата, сооруженные по приказу Мехмеда I Фатиха в 1478 г., ведут в первый внутренний двор, где раньше размещалась штаб-квартира янычар, а сейчас шумит парк. Каждое утро к главным воротам Баб-и-Хумаюн шли жители средневекового Стамбула, чтобы посмотреть на головы казненных, которые выставлялись над этими воротами.
Более 50 тыс. человек жили и работали в помещениях дворца, что делало его, по существу, городом в городе. Здесь находились общежития для ремесленников, садовников и стражников, и каждый носил униформу, расцветка которой позволяла легко определить род занятий. Наряду с мечетями и банями по соседству с Topkapi palace располагался зоопарк, где держали львов, слонов, медведей и других зверей, полученных в дар от иностранных правителей.
В историю турецкой архитектуры вошли имена выдающихся мастеров этого вида искусства – мимаров Хайред-дина, Айаса, Кемаледдина, Юсуфа, Мехмеда-аги, Синана и др. Наиболее выдающимся из них был Синан, имя которого стоит в ряду имен величайших архитекторов его времени, сообщает culture.uzreport.com.