Каждая турецкая провинция гордится чем-то особенным, чего нет больше нигде: будь то хеттские развалины, древнегреческие и древнеримские города, памятники османской архитектуры или райские пляжи.
Постепенно, насмотревшись сполна на эту красоту, начинаешь обращать внимание на неизвестные "местечковые" достопримечательности, которые на поверку неожиданно часто оказываются достойными соперниками своих раскрученных собратьев.
Один из таких объектов — самая крупная в Турции соляная пещера Туз Магарасы, расположенная в провинции Чанкыры в 130 километрах к северо-востоку от Анкары.
Пещера является самым большим в Турции источником соли, который, по мнению ученых, начал разрабатываться еще древними хеттами более 5 тысяч лет назад. Ее площадь составляет около 100 гектаров. Соль, которую добывает и обрабатывает местная фабрика, используется во всей Турции как пищевая и промышленная.
Идея превращения пещеры в туристический центр параллельно производственному процессу появилась у властей провинции Чанкыры только в 2013 году. В администрации губернатора провинции РИА Новости рассказали о грандиозных планах по созданию в пещере туристического, оздоровительного и делового комплекса с конференц-залом и ресторанами на уровне 150 метров под землёй. Постоянная температура и уровень влажности позволяют лечить здесь больных бронхиальной астмой.
"Объявлен тендер на развитие пещеры как туристической достопримечательности. В него входит идея создания не только туристического центра, но и инфраструктуры, включая строительство дороги к пещере, которая находится довольно далеко от трассы. В настоящее время пещера официально не является туристическим объектом и добраться до нее нелегко", — сказал собеседник агентства в администрации губернатора Чанкыры.
Попасть туда действительно трудно, и причиной тому не хмурые вахтеры у входа на предприятие по добыче соли, а незаметная дорога без указателей, которая сворачивает от основной трассы. Поэтому, намотав лишних километров десять по проселочным тропам, мне пришлось по советам местных жителей возвращаться назад. После получасового ползанья на первой передаче по острым камням и буеракам, уворачиваясь от снующих туда-сюда гремящих грузовиков, я, наконец, доехала до огромного каменного зева. С сомнением заглянула в бесконечную пасть пещеры. Вдруг оттуда с рёвом выскочил грузовик и умчался по бездорожью. В это время со мной поравнялась машина, и добрый водитель принялся внушать, что внутрь надо заезжать на автомобиле и парковаться внутри пещеры!
Я знаю турецкий, но в эту минуту молча смотрела на него, не веря своим ушам. На машине? В пещеру? Со встречными фурами?
— А со встречными грузовиками я там разъедусь?— спросила я.
— Ещё как! — усмехнулся он так, словно речь шла о взлётно-посадочной полосе гигантского аэродрома.
Я ещё немного подумала и осторожно двинулась внутрь.
Ехать на машине по пещере оказалось ни с чем не сравнимым опытом. Сначала двигаешься метров 300 по довольно широкому туннелю с грубо обработанными "арками", но стихийно красивому, затем попадаешь в большой коридор, разветвляющийся на несколько огромных залов с коридорами. Едешь и понятия не имеешь — куда, можно ли вообще ехать, направо или налево, и неизвестно, что тебя ждёт — тупик, обрыв, встречное движение? Эти туннели, через которые добытчики прокладывали путь к залежам соли, кажутся сегодня почти автобанами, и трудно представить, что делались они вовсе не в наши дни. Кое-где в свете фар хмуро высятся серые соляные сталактиты и сталагмиты.
Через минуту впереди замаячила "цивилизация": проходная, какие-то въезды-выезды, оттуда доносился грохот. И вскоре мощный грузовик, вывалившись из-за невидимых стен, помчался по сумрачным туннелям к выходу. Там же с чувством облегчения я увидела живого человека в каске и рабочем костюме. Он показал мне направление к "туристической части" пещеры, а здесь работали те, кто добывает соль.
Вскоре я стояла посреди огромного чёрно-смоляного зала с блекло искрящимися соляными стенами — это, надо думать, автостоянка. Кругом ни души. Тишина изредка нарушается неожиданным рёвом грузовиков, который, впрочем, так же неожиданно затихает в невидимых недрах подземного мира. Фантасмагорическое ощущение не покидает ни на минуту. Это не шахта, где техника, люди и шум само собой разумеются, это странная крохотная вселенная, где сочетается несочетаемое.
От центральной "парковки" в разные стороны расходятся более и менее освещаемые тусклой подсветкой залы — такие же первобытные, угрюмые и бесформенные. В одном из них устроена выставка фигур, выточенных умельцами из соляных монолитов. Чуть дальше возвышается иллюзорная косматая тень: при ближайшем рассмотрении она оказывается заброшенной старинной вагонеткой, на которой возили соль более века назад. Немного поодаль стоит засоленный столетний трудяга-ослик, который, видимо, эту вагонетку когда-то возил. К категории "жутковатый зоопарк" можно отнести и зайца, неизвестно каким образом оказавшегося в пещере, умершего в ней и засоленного природой на веки вечные. Старые рельсы уходят в тёмную бесконечность, но идти по ним как-то не хочется.
Некоторые залы не освещены — стоит пройти несколько метров, как отсвет от "автостоянки" тускнеет и гаснет, оставляя посетителя в абсолютной темноте. А кое-где свет стелется по земле туманом и невозможно увидеть конец собственной неестественно длинной тени.
Я недальновидно приехала без фонарика, поэтому моя экскурсия ограничилась лишь несколькими залами. Впрочем, сотрудник администрации был прав: это место пока трудно назвать туристическим, и передвигаться здесь трудно.
Сложно сказать, что будет после того, как предприниматели устроят здесь туристический рай с кафе и магазинами. Вероятно, неплохо. Однако сегодня, когда в этом осколке подземного мира нет туристов, сувенирных киосков, кричащих гидов с флажками и автобусов (стоянка позволяет), здесь редкий уголок для мечтателей и тех, кто ищет полного покоя для души, абсолютного уединения, от которого не отвлекают ни шум моря, ни ласковое солнце.