Всего с 2004 года было обнаружено 37 судов, принадлежащих к разным эпохам: от V до XI веков. «Йеникапы дали широкий спектр судов, включая малые гребные суда, рыбацкие лодки, служебные и даже военно-морские корабли, — и все это непосредственно из самого Константинополя, столицы Византийской империи, — отмечает Пулак. — Никогда прежде не удавалось обнаружить столько кораблей и столько типов хорошо сохранившихся судов в одном месте». В своем докладе он подробно рассказывает об исследовании восьми кораблей, датируемых VII–X веками. Шесть из них были парусными судами: их длина составляла от 8 до 14,7 м. Оставшиеся два — галерами, длинными весельными кораблями (до 30 м).
Пулак отмечает, что процесс строительства кораблей во времена Византийской империи был гораздо сложнее, чем считали ученые ранее. Существовало два способа судостроения. В одном случае сначала строилась оболочка корабля, а затем каркас. Согласно другой технологии сперва сколачивался скелет судна, а затем его обшивали досками корпуса. Исследователи выяснили, что переход от первой технологии ко второй произошел в VII веке.
«Мы провели долгую, тщательную, почти детективную работу, прежде чем поняли, как именно были построены эти корабли, как они ремонтировались и какова была их функция, — рассказал Пулак. — Исследуя суда, мы пытались постичь мышление судостроителей, понять дизайн и концепцию их замысла для того, чтобы лучше осмыслить историю судостроения».
Особенно ценной находкой, по мнению археолога, являются подлинные византийские галеры. До этого они были известны ученым только по книгам и произведениям искусства. Среди всех 37 затонувших кораблей, обнаруженных в районе Йеникапы, оказалось всего шесть византийских галер. В будущем многие из судов, найденных археологами, будут выставлены в музее в Стамбуле, сообщил Пулак, добавив, что на восстановление корпусов каждого судна уйдет несколько лет.
Доклад ученого был опубликован в International Journal of Nautical Archeology, коротко о нем сообщает журнал Life Sciences. |