Турция, по сообщениям, развернула военные подкрепления на границе с Сирией после того, как сирийский режим покинул северные районы, где преобладают курды. (Фотоснимок сделан с видео на турецком веб-сайте nusaybinim.com. Видео было размещено на YouTube.)
Недавний уход армии сирийского режима из районов на севере, где преобладают курды, вызвал тревогу в Анкаре, которая получила в субботу явную поддержку от Вашингтона для возможной военной операции на территории Сирии.
Когда кризис в Сирии вспыхнул в середине марта 2011 года, его быстро почувствовали в соседней Турции, куда стали прибывать беженцы, спасавшиеся от кровавых репрессивных мер.
Турецкий президент Абдулла Гюль объявил в начале мая 2011 года, что его страна готовится к "худшему варианту развития событий", по-видимому, имея ввиду возможность большого потока беженцев через протяжённую границу его страны с Сирией.
Но по мере того, как сирийский кризис углублялся, Турция начала сталкиваться с ещё более тревожным развитием событий и её терпение начало сходить на нет, подвергая сомнению её внешнюю политику "нулевых проблем с соседями", которая продвигала дипломатические подходы и мягкую силу.
Силы сирийского режима несколько раз обстреливали районы внутри турецких границ и сбили один турецкий военный самолёт в июне. Однако больше всего Анкару беспокоит недавнее решение режима вывести сирийские войска из пограничных районов, где преобладают курды, - это наверняка будет использовано запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК), которая осуществила несколько смертоносных атак в основном с её баз в северном Ираке, стремясь к сепаратистскому курдскому государству.
Несмотря на то, что, по сообщениям, Турция предоставила тренировочные базы сирийским вооружённым оппозиционным силам и позволила передачу оружия от различных иностранных сторон Свободной сирийской армии, она утверждает, что сохраняет в целом свою политику мягкой силы в отношении Сирии. В течение 17-месячного восстания в Сирии Турция предоставляла гуманитарную помощь беженцам, дипломатическую поддержку оппозиции и помогла усилить давление на режим президента Башара аль-Асада.
Однако от этой политики мягкой силы, как кажется, не осталось камня на камне в последнее время после того, как курдские боевики взяли под контроль районы с преобладаением курдов в северной части Сирии. В первоначальных сообщениях говорилось, что силы режима были выдавлены вооружённой оппозицией курдских боевиков, но последующие сообщения указывали на то, что режим Асада намеренно передал эти районы курдской партии "Демократический союз" (ПДС), связанной с РПК, которая ведёт вооружённую борьбу против Турции.
Некоторые наблюдатели говорят, что Турция не потерпит курдского контроля над северными районами Сирии и что она готовится к стремительной военной интервенции там. Но другие утверждают, что такое развитие событий в Сирии вряд ли втянет Турцию в потенциально разрушительную войну.
Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган провозгласил, что его страна "не позволит террористической группе создать лагеря в северной Сирии и угрожать Турции".
Заявления Эрдогана стали сигналом о вероятном прямом военном вмешательстве Турции в сирийский кризис.
Госсекретарь США Хилари Клинтон во время визита в Турцию в субботу выразила поддержку Вашингтоном позиции Анкары, заявив, что "Сирия не должна стать убежищем для террористов РПК".
Клинтон сказала на пресс-конференции в Стамбуле, что Соединённые Штаты и Турция создают совместную группу "чтобы разобраться с деталями ... весьма интенсивного оперативного планирования".
Отман Али, глава Центра турецко-курдских исследований в Ираке, написал недавно в "Today’s Zaman", что "Турция не может себе позволить наблюдать, как РПК свободно передвигается по Сирии и использует её как базу для вооружённых атак против Турции".
"Сирийский президент решил, что пришло время снова использовать карту РПК против Турции, как уже было в 1990-е", - добавил Али.
Турция и Сирия были на грани войны в 1998 году после того, как стало известно, что Дамаск предоставляет убежище лидеру РПК Абдулле Оджалану.
Абдалла Шлейфер, нештатный научный работник Института Ближнего Востока в Вашингтоне, сказал каналу "Аль-Арабия", что турецкое военное участие в Сирии "либо в качестве искреннего беспокойства за внутреннюю турецкую безопасность, либо как удобное обоснование для прямой интервенции ... является весьма вероятной возможностью".
Указания на очевидное военное участие Турции в Сирии получили дальнейшую поддержку в сообщениях, в которых говорилось, что рядом с границей с Сирией происходит развёртывание большого количества турецких войск. Любительские видео на YouTube показали погрузку боевой техники на поезда, идущие к границе с Сирией.
Но такие действия могут быть больше демонстрацией силы и посланием курдским активистам в Сирии, чем подготовкой к прямой крупномасштабной военной операции, которая может стать дорогостоящей и разрушительной для международного имиджа Турции.
Ильнур Шафик, политолог, базирующийся в Анкаре, исключил любую крупномасштабную военную операцию в Сирии, заявив, что Турция вмешается только будучи частью международного альянса против Сирии, но не односторонним образом - в Турции нет особого желания отказаться от политики "нулевых проблем с соседями".
"Если будут иметь место рейды курдских боевиков через границу, то Турция может отреагировать тем, что станет их преследовать, но мы не увидим какой-либо широкомасштабной операции", - сказал Шафик.