С первых шагов Римского Папы по турецкой земле 28 ноября стало ясно, что его пятый апостольский (а в данном случае еще и государственный) визит будет во всех смыслах нетрадиционным. Всего несколько рукопожатий у трапа и без всяких церемоний понтифик проходит в здание аэропорта. Единственная сенсация - когда папский самолет был уже в воздухе, решение о встрече Папы принял премьер Эрдоган, считавшийся когда-то близким к исламским фундаменталистом.
На всякий случай, придумали "красивую" версию почти случайного пересечения двух "ВИП-персон" в аэропорту Анкары - премьер-министр как раз отлетал оттуда на саммит НАТО в Ригу.
Гимны, флаги, "как мы рады вас видеть" - все это выброшено из программы, что довольно странно для визита, имеющего статус государственного. Видимо, все силы турецкого гостеприимства ушли на обеспечение безопасности, и внешняя сторона визита выглядит непрезентабельно. Красные дорожки моментально убирают, спускают флаг Ватикана и через пять минут ничто в аэропорту Анкары не напоминает о высоком госте.
При этом делегация Святого Престола пребывает в отличном настроении. Новый госсекретарь Ватикана архиепископ Тарчизио Бертоне сияет: впервые он сопровождает Папу за рубеж в ранге ватиканского "премьера" и радуется, как мальчик. Бенедикт XVI выглядит более деловым и боевым, чем в предыдущих, куда более комфортных поездках. Правда, к концу дня даже он приустал от бесконечных нарушений протокола принимающей стороной. Премьер-министр Эрдоган, получив традиционный подарок, медаль понтификата ("Первую медаль получает первый (т.е. премьер) министр!" - еще пошутил епископ в свите), небрежно вытряхнул эту медаль из коробки на ладонь и оглядел, вскинув брови. Переводчица наивно трогает подарки, которые подносят понтифику, организатор на пальцах объясняет Папе, как себя вести в мавзолее Ататюрка, и т.п. С противоположной от входа в мавзолей стороны собралась небольшая толпа мусульманских радикалов, скандировавшая "Аллаху акбар!" и почему-то "Бисмилля!" Но Папа, скорее всего, их не слышал. Зато, как особую честь великому Ататюрку, восприняли местные наблюдатели то обстоятельство, что Бенедикт XVI появился в его мавзолее в старинной папской одежде - моцетту - красное оплечье, отороченное натуральным горностаем. Когда-то Папы облачались в моцетту всякий раз, покидая пределы Апостольской столицы. Но этот обычай окончательно отменил Папа Павел VI, стремившийся к простоте и сочувствовавший "зеленым". Бенедикт XVI даже этой мелкой деталью своего гардероба дает понять, что он консерватор и любит все средневековое...
Отличился на встрече с Папой руководитель управления по делам религии Турции Али Бардак оглу (Ali Bardakoglu). Он простыми словами, по бумажке, растолковал Папе значение и сущность религии: "Религия - это Божий дар, это помощь человеку, которая была дана от Бога всему человечеству". Вот тогда на лицо Бенедикта XVI действительно легла тень страдания.
Тем не менее, Папа живым и здоровым добрался до нунциатуры в Анкаре, а в данном случае лучшая новость - отсутствие (ожидаемых некоторыми) новостей. В родном посольстве понтифик произнес по-французски (с официальными турецкими лицами он общался по-английски) большую речь перед местным дипкорпусом - различными послами, умеющими прилично себя вести. В то же время какие-то турецкие мужики прямо за креслом Папы постоянно тянули кабель, но и это выглядело символично: в смысле - давайте налаживать связи.
Можно добавить, что слухи о бронежилете, который Бенедикт XVI якобы наденет на время поездки, не подтвердились. Папа был лишь в легком белом пальто, поскольку в Турции на этой неделе обещаны ночные заморозки. Другое дело, что он действительно отказался от "папамобиля" - католиков в Турции кот наплакал - и перемещается на бронированном лимузине марки "Мерседес".