Boeing 737 мог разбиться в аэропорту Амстердама из-за неисправного высотомера и блокировки подачи топлива в двигатели лайнера, приземлявшегося на автопилоте. Таковы предварительные результаты расследования катастрофы, основанные на первичной расшифровке «черных ящиков».
В среду комиссия Голландского совета безопасности, разбирающаяся в обстоятельствах крушения Boeing 737, выполнявшего рейс Стамбул – Амстердам, обнародовала предварительные результаты расследования.
По мнению авиаследствия, лайнер мог упасть в аэропорту Схипхол из-за неисправного альтиметра – пилотажно-навигационного прибора, указывающего высоту полета (также его называют высотомером), и плохой видимости при посадке.
Предварительная расшифровка «черных ящиков» машины, которые были отправлены на изучение в Европейское бюро Международной организации гражданской авиации (ICAO) в Париже, показала, что лайнер приземлялся на автопилоте, сообщил «Газете.Ru» официальный представитель совета безопасности Фред Сандерс. Это, по его мнению, было «довольно необычным решением».
Проблемы с альтиметром пилоты заметили, еще когда вылетели из Стамбула, но не придали этому значения.
Когда до взлетно-посадочной полосы амстердамского аэропорта оставалось около 600 метров, альтиметр снова дал сбой, зарегистрировав превышение допустимой высоты на 2 метра, но не передал показатели на табло. Подача топлива в двигатели была остановлена. Из-за этого самолет потерял скорость. Система самолета оповестила летчиков, что лайнер почти замер в воздухе, и те попытались взять управление на себя. «Пилоты поддали в двигатели топлива настолько, насколько возможно, но было уже поздно», – сказал Сандерс. Пока пилоты пытались увеличить скорость лайнера, взлетно-посадочную полосу им видно не было из-за дождливой облачной погоды над аэропортом. (Хотя в первые же часы после крушения наземные службы аэропорта заявляли, что метеоусловия не могли повлиять на падение лайнера, потому как погода была хорошей.) В итоге судно, на борту которого находилось 135 человек, ударилось о землю хвостом и развалилось на три части. Погибли 9 человек, включая троих пилотов. Еще 80 человек получили ранения.
Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что сообщения о проблемах с высотомером у данной модели Boeing поступали, как минимум, дважды и компания обязана была предупредить всех своих клиентов о возможных неполадках. Последовали ли в Boeing рекомендациям, неизвестно: пока компания комментариев на этот счет не дает.
По мнению экспертов, предварительные выводы следствия похожи на правду.
По мнению бывшего начальника Центра авиационной безопасности ГосНИИ ГА Германа Никулинского, если альтиметр действительно был неисправен, то именно это привело к тому, что самолет не попал в глиссаду. «При посадке пилот должен попасть в так называемую глиссаду – прямолинейную траекторию снижения летательного аппарата. Если он в нее не попадает, то самолет либо падает на брюхо, либо жестко врезается шасси во взлетно-посадочную полосу», – сказал Никулинский. Что касается попытки пилотов посадить судно на автопилоте, то, по словам Никулинского, «это вполне распространенная практика. Главное, чтобы в приборы самолета была забита верная информация».
Впрочем, следственная комиссия продолжает прорабатывать и другие версии крушения самолета.
Так, следователи все еще считают «достойными большого внимания» версии о неполадках в двигателе Boeing 737, его попадание в зону турбулентности и недостаток топлива.
Ранее авиаэксперты уже заявляли, что компания Turkish Airlines могла сэкономить на топливе и самолету просто не хватило керосина, чтобы приземлиться. Но на это члены Ассоциации пилотов Турции заявляли, что, по их данным, в машине было 4,1 тыс. килограммов топлива и «с таким запасом она могла долететь до запасного аэропорта в Кельне», не то что приземлиться в Схипхоле. Зато в ассоциации предполагали, что лайнер мог попасть в турбулентный поток другого самолета, который приземлился в аэропорту ровно за две минуты до катастрофы. Если это так, говорили пилоты, то в катастрофе виноваты диспетчеры и авиационные чиновники. «Существуют международные нормы, которые ограничивают интервалы посадки», – заявляли они, требуя от следователей выяснить, было ли соблюдено необходимое расстояние между самолетами или нет.
Что касается возможных неполадок с двигателями, то эту версию озвучивал в том числе глава следственной группы Голландского совета безопасности Петер Волленховен. Впрочем, компания Turkish Airlines тут же ответила, что о неисправности самолета и речи идти не может: лайнер недавно проходил техосмотр, сообщает gazeta.ru.