Очередной виток наметившейся активизации в деле переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, который начался недавно и продолжится в столице Финляндии, стал основной темой интервью, которое дал «Эхо» руководитель Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев.
- В последнее время наблюдалась превалирующая активность турецкого внешнеполитического ведомства в деле продвижения армяно-азербайджанских переговоров, которая в ближайшие дни должна ознаменоваться разноформатными переговорами в Хельсинки между Али Бабаджаном, Эльмаром Мамедъяровым и Эдуардом Налбандяном при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как оценивается в Москве вот эта большая активность Турции, которая проявляется уже после подписания Московской декларации?
- Если говорить об официальной реакции, то отношение МИД России и других высокопоставленных кремлевских чиновников, которые буквально в нескольких словах выражали свои мнения, в целом можно назвать позитивным. То есть присутствует, конечно, некоторый скепсис в отношении того, что все-таки проблемы, связанные и с урегулированием вопроса Нагорного Карабаха, и вообще в целом, с дефицитом стабильности и безопасности на Кавказе, в комплексе невозможно решить с помощью таких односторонних инициатив. Но в целом отношение Москвы к происходящему - позитивное. Что же касается того, как оценивает инициативность Турции экспертное сообщество России, то, в общем-то, я даже могу сказать, что активность официальной Анкары в этом направлении вселяет определенную надежду. Так как в последние несколько лет присутствовал определенный дефицит со стороны Турции и в смысле ее дипломатической активности в регионе, и в плане некоторого торможения ее экономического присутствия на Кавказе, с моей точки зрения. То есть какой-то пик этой активности был зафиксирован на рубеже конца 90-х - начала 2000-х, а потом, наверное, для Турции эта зона была какое-то время не столь приоритетной. Таким образом, сегодня Турция возвращается на Кавказ, и не только на Южный. Она планирует дальнейшую, можно сказать, вторую волну продвижения, в том числе в направлении Центральной Азии. Там появятся у Турции возможности для решения некоторых инициатив, связанных не только с энергетическими проектами, но и, возможно, в области дипломатии. Так как в 2010 году, скорее всего, станет временным председателем такой организации, как Совещание по достижению мира в Азии. Поэтому в целом в России нынешнее возвращение Турции к активности расценивают положительно. Это связано еще и с тем, что на самом деле Турцию сегодня в России не воспринимают как конкурента. Турция для России скорее партнер, причем такой, что не проявил себя еще в полной мере на самом деле. На линии российско-турецких отношений не проявились полностью все ресурсы, которые могли бы быть задействованы. Вот поэтому инициативность Турции на карабахском направлении в принципе должна была бы быть поддержана Москвой, и, возможно, некоторым образом поддержана.
- Известно, что на встречах в Хельсинки министры должны договориться о непосредственных переговорах между президентами Алиевым и Саркисяном, причем до конца этого года, как подчеркивают сейчас многие участники и наблюдатели этого процесса. Насколько целесообразны эти усилия сторон, действительно ли они должны обязательно окончиться каким-то результатом?
- Просто мы все переживаем конец года. И я бы сказал, что все, что связано с этим периодом как в политике, так и в области экономики, носит скорее символический характер. Для всех участников подобных процессов в конце года важно обозначить какую-то позитивную ноту - мол, в течение года мы прошли через разные кризисы, в том числе военные, а вот в конце концов пришли к некоей новой ситуации, к статусу кво. И вот поэтому начинающиеся переговоры в Финляндии и то, до чего договорятся главы МИД, нужно рассматривать исключительно с такой имиджевой и символической точки зрения. Но другой вопрос, что в принципе это накладывается на некоторые глобальные тренды. Связано это с тем, что такого рода усилия происходят на фоне, с одной стороны, экономического кризиса, и внимание крупных держав отвлечено прежде всего на экономику, а, с другой стороны, - и это не раз подчеркивалось - новая администрация США приступит к своей деятельности и обязанностям только после 20 января. То есть активные и новые усилия по решению армяно-азербайджанского конфликта из-за океана могут быть проявлены не ранее первой половины наступающего года. А значит, сейчас мы получаем некоторую паузу, которая может быть оформлена новыми, не американскими инициативами. Теми инициативами, которые могли бы в будущем послужить новой вехой в переговорах по Карабаху. А в целом, надо сказать, что если мы говорим об отношении Соединенных Штатов к этому процессу, то я так понимаю, что, в общем-то, Америка не против и не выражала никогда никакого противодействия инициативе Турции по Платформе стабильности и безопасности на Кавказе. Я слышал вашингтонские заявления, что они в принципе за это дело. Просто сегодня накладывается друг на друга ряд моментов и связано это с подведением годовых итогов. Активное внимание отвлечено на локализацию экономического кризиса. Поэтому на 2009 год, можно сказать, что если во время нынешних встреч стороны сформируют какие-то новые основания, то их можно будет заложить как политические планы.
- В последние дни представители армянской оппозиции и политологи высказывались в том смысле, что предстоящие переговоры между главами МИД и президентами наших стран приведут в скором времени к подписанию неких соглашений о возвращении Арменией оккупированных ею районов вокруг Нагорного Карабаха Азербайджану. При этом такая перспектива подается как обвинение в адрес официального Еревана. Вы допускаете, что такой ход событий вообще возможен в ближайшее время?
- Я не могу давать оценку внутриармянским политическим процессам, поэтому не сужу, насколько реально, что оппозиция будет ставить это в упрек действующей власти, если она отдаст часть оккупированных территорий. Может, оппозиция способна этим воспользоваться для выдвижения каких-то других требований на такой волне. Другое дело, что если мы посмотрим на картину в целом, то Армении в данной ситуации как бы деваться некуда уже. Потому что от Еревана требуется некий такой шаг навстречу ведь не только Азербайджану, но и всему мировому сообществу, которое в целом оценивает этот конфликт и сложившуюся ситуацию, в общем-то, в пользу Азербайджана. Поэтому требуется такой шаг не только с точки зрения просто выхода из кризиса, но и для нормализации внешнеполитического имиджа Армении. Так что я в принципе рассчитываю на некое соглашение, которое бы оформило определенные действия Армении на пути постепенного вывода своих войск с части оккупированных территорий. Мы не можем говорить о том, что конфликт способен вскоре разрешиться полностью. Понятно, что стороны обсуждают только первые шаги. Однако то, о чем говорят сейчас в Армении, вполне возможно, сообщает iamik.ru.