В последние годы российско-турецкие отношения развиваются довольно интенсивно, что является следствием их взаимной выгодности. Несмотря на то, что экономическое сотрудничество часто способствует и развитию политических отношений, оно вовсе не всегда обязательно. Однако то, что развитие этих отношений переходит в геополитическую плоскость, с точки зрения ожидаемых мировых политических процессов, является уже серьезным показателем.
Как показал исторический опыт, российско-турецкие отношения всегда укладывались в рамки удовлетворения взаимных интересов в краткосрочный период и не перерастали в стратегию долгосрочных связей. Нынешнее их сближение обусловлено именно этим обстоятельством. Следовательно, Турция, активно желая добиться максимального, хотя и временного, выступает сторонником российских инициатив в регионе.
Очевидно, что сегодня Россия и Турция выступают в качестве противовеса США в Черноморском регионе. И хотя Анкара не может себе позволить пренебречь интересами Америки, тем не менее, посредством активного сотрудничества с Москвой она пытается максимально использовать возможности влиять на ситуацию в южно-кавказском регионе. Можно сказать, что Турция рассматривает Россию как «альтернативного партнера» или союзника в геополитике, одновременно делая попытки сбалансировать свои отношения с Западом, главным образом с Соединенными Штатами. Иными словами, российский вектор внешней политики Турции является противовесом в «тяжелые времена» ее отношений с Западом. То есть альтернативный вариант внешней политики является ее «стратегическим козырем».
В историческом прошлом обе эти державы почти постоянно находились в состоянии геополитического соперничества друг с другом, а вернее – в состоянии войны. Между Россией и Османской империей было более 10 войн с целью расширения сфер влияния. За всю долгую историю, в начале 20-х годов прошлого века российско-турецкие отношения впервые «потеплели». Тогда большевистские власти стали оказывать экономическое и военное содействие «братскому турецкому народу в борьбе против империализма». Трезвомыслящее турецкое руководство во главе с Кемалем Ататюрком, сознавая слабоумие большевиков, воспользовалось представившейся возможностью. К глубокому разочарованию большевиков, стремившихся сделать эту страну плацдармом для экспорта социалистической революции, в 1925 году Турция подписала договор о сотрудничестве с США, выбрав последнюю в качестве своего «империалистического» союзника.
Можно сказать, что острый нюх и хитрость «волка» победили бессмысленное могущество «медведя». В 1952 году Турция стала членом НАТО и, как следствие, – носителем и последователем военно-политических интересов этой силовой системы. В годы холодной войны Анкара играла конкретную роль в защите южных границ НАТО от проникновения СССР в средиземноморский регион и на Ближний Восток. Таким образом, она осуществляла стратегию сдерживания НАТО.
После распада СССР, Россия и Турция стали региональными соперниками, чьи геополитические интересы, мягко говоря, противоречили интересам друг друга.
В постсоветский период Турция со своими геополитическими претензиями действовала против России, причём, как в самой этой стране, так и в регионах, находящихся в непосредственной близости от неё, что даже подчеркивалось в заявлениях официальных представителей Москвы. В течение всего периода 90-х годов Турция использовала все методы и возможности для развертывания активной деятельности в различных регионах России, особенно, на Северном Кавказе, что представляло прямую угрозу национальной безопасности последней.
Россия два раза предлагала Турции осуществить в регионе совместные программы и, несмотря на то, что Анкара приняла эти предложения и даже подписала соответствующие документы, они в дальнейшем были проигнорированы именно турецкой стороной. Речь идёт об энергетико-коммуникационных проектах и системе безопасности региона Чёрного моря.
Сегодня Россия старается привлечь Турцию на свою сторону, чтобы укрепить свои позиции в условиях противостояния с Западом. Москва всегда старалась вовлечь Анкару в сферу своих геополитических интересов, но каждый раз получала обратный эффект. Тот же результат не исключается и теперь, когда «северный медведь» со своей непросчитанной политикой станет жертвой очередной стратегической игры «серого волка», сообщает apsny.ge.
Опасность состоит в том, что именно в сфере региональных российско-турецких отношений разменной картой может стать Армения, а также Нагорный Карабах, что непосредственно или опосредованно может отрицательно повлиять на наши национальные интересы.