В Анкаре довольно твердо уяснили, что путь к региональной державе идет не только через сотрудничество со странами региона и удобный транзит для экспорта углеводородов, но и через членство в Совбезе ООН. Как-то так получилось, что больше всего от «пятидневной войны» Михаила Саакашвили выиграла Турция и, посему, может претендовать на кресло в ООН.
И то сказать, Объединенные Нации в последнее время почти ничего не решают, а если и решают, то почему-то исходя из непонятных убеждений по основным принципам международного права.
Первую скрипку в СБ ООН играют Россия и США. У Турции нормальные отношения с обеими державами и кто знает, может, такие же отношения будут и с Китаем и Францией. Великобритания, понятное дело не в счет, ибо она четко двигается в русле американских интересов. По словам министра иностранных дел Турции Али Бабаджана, Турция заслуживает права занять одно из освобождающихся в конце 2008г. мест в Совете Безопасности ООН. «Растущее влияние Анкары на международной арене позволяет ей рассчитывать на кресло в составе непостоянных участников Совбеза», - считает он, что, в общем-то, недалеко от истины.
Процесс этот начался давно, еще в 2004 году. Тогда же был создан специальный сайт Turkish Policy Quarterly (TPQ), который призван донести до политиков и дипломатов точку зрения Анкары по разным вопросам мировой политики. Аналогичной работой занимается и TurkishNY.com. и, самое, пожалуй, главное, израильское лобби США, которому просто необходимо присутствие Турции в ООН для принятия произраильских решений.
В данной ситуации крайне интересно, как будут голосовать 17 октября постоянные члены СБ ООН. Понятное дело, что США и Великобритания однозначно будут «за», Китай и Франция – под вопросом, но при умелой агитации тоже не будут против. Что касается России, то здесь, учитывая последние события на Кавказе и неожиданную «любовь» к Турции, можно не сомневаться – российский представитель не будет против. Тем более что именно с Турцией связаны почти все транзитные трубопроводы из России в Европу. Последний пример: российская компания "Стройтрансгаз" подписала контракт на строительство газопровода от города Алеппо на севере Сирии к побережью Турции. Сумма сделки составит $71 миллион, протяженность газопровода - 62 километра. Так что преимуществ у Турции перед другими кандидатами – Австрией и Исландией - довольно много. Правда, есть небольшой нюанс: вакантное место непостоянного члена СБ ООН предназначено для европейской страны, какой Турция является с большой натяжкой. Но, похоже, подобного рода географические «мелочи» не очень волнуют мировое сообщество последние 30 лет... К слову сказать, за два года, которые отпущены непостоянным членам СБ, можно сделать очень многое из того, что просто невозможно было бы сделать просто в кулуарах Организации и посредством лоббирования.
Что же ждет Армению при положительном для Турции развитии событий. Вполне понятно, что ничего хорошего: турецкий представитель будет продвигать очередные резолюции Азербайджана по «урегулированию» нагорно-карабахского конфликта, которые, уже в этом можно не сомневаться, будут приняты. Естественно, на эти резолюции никто не будет обращать внимания, но это тоже до поры до времени, пока не наступит час Х, после которого посредники действительно решат, что Нагорный Карабах – часть Азербайджана и опробованным методом выкручивания рук постараются вернуть карабахцев под власть Баку. Чем это закончится – тоже ясно: будет новая война и еще неизвестно – закончится ли она подписанием мирного договора между НКР и Азербайджаном, или Ереван заставит Степанакерт сдаться на милость мировому сообществу, в данном случае Азербайджану. Что касается международного признания Геноцида армян (говоря «международное» мы все-таки имеем в виду в первую очередь Турцию), то Анкара теперь уже открыто будет выступать против любого упоминания событий 1915 года в документах СБ ООН. В любом случае, слабость армянской дипломатии в ООН вновь станет очевидным и печальным фактом, сообщает panarmenian.net.