Судьба проекта железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Баку (Азербайджан) под вопросом. Как сообщили ИА REGNUM источники в транспортных кругах, в ходе координационного совета по реализации проекта, состоявшегося 16 сентября в Баку, турецкая сторона высказала сомнения в целесообразности осуществления проекта в связи с последствиями событий, произошедших в регионе в августе 2008 года.
В частности, как оказалось, грузинская сторона в текущих условиях не в состоянии выполнить своих обязательств, взятых по азербайджанскому кредиту размером в $200 млн., выделенных на льготных условиях специально в рамках проекта. Кроме того, по данным источника, представители Анкары ведут интенсивные переговоры о восстановлении движения по армянской железной дороге по маршруту Карс - Гюмри (Армения), что снимет необходимость строительства сложного участка из Турции в Грузию. Отказ Турции от участия в проекте Карс - Ахалкалаки - Баку, продолжил источник, не связывается публично с перспективой разблокирования движения через Армению, однако в этом состоит истинная причина сомнений в целесообразности масштабных расходов. По его словам, формальным поводом пересмотра проекта является неплатежеспособность Грузии и отсутствие гарантий безопасности будущей железной дороги, особенно на участке, проходящем через армянонаселенный региона Грузии - Самцхе-Джавахети.
Напомним, проект железнодорожного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Баку включает строительство ж/д ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на долю турецкой территории, 30 км - грузинской. Также определенная реконструкция необходима на участке Ахалкалаки-Тбилиси. Предварительная стоимость проекта оценивается в $422 млн, из которых $202 млн приходится на строительство грузинской части, а $220 - турецкой. Азербайджанское правительство выделило кредит грузинской стороне в размере $200 млн. и сроком погашения 20 лет.
После военных действий в Грузии наладились прямые переговоры между Арменией и Турцией, нацеленные на улучшение отношений. Президент Армении Серж Саргсян на днях заявил, что восстановление движения по магистрали Карс-Гюмри, связывающей Армению с Турцией, в техническом плане можно осуществить в течение считанных дней. Напомним, армянская железнодорожная инфраструктура передана в концессионное управление РЖД. В настоящее время оператором железнодорожных путей республики выступает созданная РЖД 100% дочерняя компания Южно-кавказская железная дорога (ЮКЖД). Как уже сообщало ИА REGNUM, ЮКЖД приступило к реконструкции железнодорожных путей и станций на отрезке Карс-Гюмри.