Турция в шоке: в ситуации, когда президент объявляет о неодобрении решения конституционного суда, встает вопрос о легитимности правителя и дальнейшем существовании государства в его прежнем виде, пишет Al-Monitor.
Конституционный суд Турции на минувшей неделе постановил, что арест журналистов оппозиционной газеты Cumhuriyet Джана Дюндара и Эрдема Гюля, раскрывших связи Анкары и "Исламского государства" (ИГ, группировка запрещена в России), незаконен. Однако президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он не может принять это решение, уважать его и следовать ему, поскольку деятельность журналистов, по его словам, не имела ничего общего со свободой слова и была шпионажем.
Случай с журналистами наглядно показывает, что Турция превратилась в гибридное государство: с одной стороны, пытается функционировать по законам демократии, а с другой, президент всеми силами препятствует этому. Эрдоган давно дал понять, что его целью является установление в стране автократического, тоталитарного или теократического режима, где все решения будут приниматься им единолично, пишет издание.
"Он [Эрдоган] буквально говорит о том, что его не волнуют решения правового государства, и тем самым попирает закон. С учетом подобных высказываний, легитимность президента должна быть поставлена под вопрос", — считает бывший турецкий судья в Европейском суде по правам человека Риза Тюрмен.
Президент Турции показал, что он не приемлет действий, которые могли бы бросить вызов его жажде неограниченной личной власти. За исключением вооруженных сил, Конституционный суд является единственным институтом, который мог бы стать для Эрдогана сдерживающим фактором. Он чувствует, что такой механизм может поставить под угрозу его политическое выживание, заключает издание.