Изменений в позиции Анкары по сирийскому конфликту после парламентских выборов в Турции ожидать не следует, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт РСМД Виктор Надеин-Раевский.
Досрочные парламентские выборы в Турции прошли в воскресенье. По результатам подсчета 99% бюллетеней правящая умеренно консервативная Партия справедливости и развития получает 49,4% голосов и 316 мест в парламенте, что обеспечивает ей абсолютное большинство и дает возможность сформировать однопартийное правительство. В парламент также проходят левоцентристская Народно-республиканская партия (25,4% голосов), националистическая Партия национального движения (11,9%) и прокурдская Партия демократии народов (10,7%).
"Никакой возможности согласия (с позицией России) по Сирии нет. Категорическое требование отставки (президента Сирии Башара) Асада — на этом намертво стоит (президент Турции Тайип) Эрдоган", — отметил Надеин-Раевский в беседе с РИА Новости.
"Он также намертво и против курдской автономии в Сирии, хотя она уже фактически есть", — подчеркнул эксперт.
Он обратил внимание на то, что ранее турецким властям удалось наладить диалог с иракскими курдами, однако с сирийскими такой возможности пока не просматривается, что и объясняет жесткую позицию Анкары в сирийском конфликте. "Турки считают, что сирийские курды полностью поддерживают Рабочую партию Курдистана, так что пока не просматривается никаких возможностей для сближения по сирийскому вопросу", — отметил специалист.
"Вряд ли можно надеяться на попытку замирения с курдами, на возврат к перемирию. Скорее всего, будет ужесточение и против турецкого Курдистана. Угроза начать военные действия против сирийских курдов тоже реальна, как это ни прискорбно", — полагает Надеин-Раевский.
В свою очередь, как считает старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников, первоочередной задачей для Эрдогана после победы на выборах станет формирование нового, устойчивого правительства.
"Я считаю, что сейчас очень хорошие шансы для формирования устойчивого коалиционного кабинета министров, — заявил он. — Итоги этих выборов показывают, что Эрдоган и его партия пользуются поддержкой в турецком обществе. Она набрала очень солидный процент и, несмотря на ту сложную обстановку, которая влияла и продолжает влиять на ведущие партии, 50% — это хороший результат".
На вопрос о том, следует ли ожидать каких-либо изменений в политике турецкого руководства по отношению к РФ, эксперт ответил: "Опасаться того, что будет какое-то резкое ухудшение в отношениях между Анкарой и Москвой, не стоит. Основные политические силы уже отметились в своем отношении с Российской Федерацией, а последние жесткие заявления самого Эрдогана были сделаны скорее для "внутреннего потребления" — чтобы показать, что он по-прежнему готов отстаивать турецкие национальные интересы".
Досрочные парламентские выборы были объявлены Эрдоганом в связи с тем, что по результатам прошедших 7 июня очередных выборов в парламент в стране не удалось сформировать коалиционное правительство. Тогда победила ПСР, получив 40,8% голосов, однако она впервые с 2002 года потеряла парламентское большинство и не смогла в одиночку сформировать правительство. Действующий премьер-министр Ахмет Давутоглу как лидер победившей партии получил мандат на формирование правительства, но не смог этого сделать в отведенный конституцией страны 45-дневый срок.