Как только требуются дешёвые кредиты или постройка газопровода — России все рады. Едва возникает необходимость выставить себя в лучшем свете перед США — нас тут же используют в роли «мальчиков для битья». Скажите, оно нам надо?
Отношения России и Турции, ещё недавно пленительно хорошие, за неделю скатились в базарные разборки. Турки, в своё время обещавшие Москве «любовь до гроба», теперь угрожают прекратить покупать российский газ, прозрачно намекают на возможность присоединения к экономическим санкциям Запада, а турецкие газеты полны резких выпадов в адрес России. Формально, скажем так, повод для недовольства есть — в начале военной операции Воздушно-космических сил РФ в Сирии наши самолёты дважды СЛУЧАЙНО нарушили турецкую границу. Однако есть ощущение, что этого инцидента давно ждали — слишком уж быстро и резко им воспользовались. Обозреватель «АиФ» решил разобраться: действительно ли россиянин и турок отныне не «братья навек»?
Почему Турция идёт на конфликт с Россией?
— Прежде всего Турция шокирована началом авиаударов России по «Исламскому государству» (организация, запрещённая в России. — Ред.), — считает иранский эксперт Канани Могхадам. — Дело в том, что местные власти давно увязли в Сирии, как в болоте, — по самые уши. Поддержав четыре года назад сирийскую оппозицию, они рассчитывали на лёгкое смещение президента Башара аль-Асада и установление лояльного туркам правительства в Дамаске. И каков результат? Курды в Сирии фактически создали своё государство, и в Анкаре получили ещё одну «головную боль» дополнительно к иракскому Курдистану — ведь сами турецкие курды с 1984 года ведут борьбу за независимость. «Исламское государство», чьих добровольцев из Европы турки прилежно пропускали в Сирию через свою границу, окончательно отбилось от рук и устроило кровавый теракт в столице республики. Курдские повстанцы закончили перемирие, открыв «второй фронт» в провинциях Хаккяри и Диарбакыр, и это демонстрирует полный провал турецкой политики в Сирии. При таком раскладе появление на сцене России страшно раздражает президента Эрдогана.
Колючая проволока в лагерях беженцев - формальность, её давно игнорируют. Охота на рай. Как именно арабские беженцы попадают в Европу?
Действительно, побывав на границе Турции и Сирии, понимаешь: там творится полный бардак. Десятки людей рассказывали мне, что турецкие пограничники ночами освещают с помощью прожекторов дорогу добровольцам из ЕС, желающим воевать в отрядах «Исламского государства». Заплатив проводникам, я и сам спокойно прогулялся до Сирии без всяких проблем со стороны пограничной стражи. В то же время самолёты ВВС Турции регулярно бомбят в Ираке позиции отрядов Рабочей партии Курдистана, сражающейся с ИГ. Парадокс. То есть на словах правительство Турции всячески осуждает религиозный экстремизм и поддерживает борьбу с ИГ, а на деле ей потворствует, уничтожая с воздуха врагов исламистов. Почему? Не стоит забывать: президент Эрдоган в своё время написал вирши под названием «Минареты — наши штыки», а его партия справедливости и развития, придя к власти, первым делом разрешила ношение хиджабов в университетах. Саудовские политологи высказывали версию, что Эрдоган давно мечтает возродить некое подобие Османской империи на Ближнем Востоке. Конечно, после вмешательства России тут начнёшь ревновать.
— Все эти угрозы со стороны Турции — сотрясание воздуха, — уверен экс-депутат сирийского парламента Ибрагим аль-Монтазари. — Допустим, представители Эрдогана откажутся от строительства газопровода «Турецкий поток». И что дальше? Турция получает из РФ 60% необходимого ей голубого топлива. Даже сейчас жителям страны газ обходится куда дороже, чем соседям, а в случае отказа от «Турецкого потока» энергоресурсы вздорожают ещё сильнее. Россия закупает в Турции овощи и фрукты на миллиарды долларов, а 3 миллиона российских туристов ежегодно отдыхают на курортах Антальи. Турецкая экономика сейчас и без того переживает не лучшие времена, а стоит России уйти с рынка, это вызовет полномасштабную катастрофу с обвалом национальной валюты и прочими «прелестями». Так что подобные заявления местных политиков — лишь шоу для развлечения публики: как у себя дома, так и в ЕС и в Вашингтоне... Нечто вроде популярного среди туристов танца живота.
«Олл-инклюзив» исламистов
А вот о чём следует задуматься после таких слов россиянам — так это об отдыхе в Турции. От сирийского фронта до курортов вроде Антальи всего лишь три сотни километров. Как показал последний случай, смертники «Исламского государства» способны влёгкую устраивать взрывы даже в охраняемой спецслужбами столице Турции. А уж пробраться в популярные у российских туристов отели им и вовсе раз плюнуть. Я в данном случае ни к чему не призываю, однако сейчас при посещении Турции любому гражданину РФ следует тщательно взвешивать «за» и «против». Террорист, застреливший 40 туристов в Тунисе, приплыл на лодке из соседней Ливии — возможно, и боевики ИГ смогут оказаться в Анталье под видом беженцев... Неизвестно также, какие именно шаги станут предпринимать турки, дабы поставить палки в колёса РФ. Турецкие военные в прошлом сажали и обыскивали в своих аэропортах пролетающие через республику авиалайнеры «недружественных государств» — не исключено, что подобную меру повторят и в отношении наших самолётов. Правда, тогда с деньгами туристов из России местному бюджету уж точно придётся попрощаться.
Вполне вероятно, что наша ссора с Турцией кончится ничем: ситуация вновь вернётся к объятиям и улыбкам. Вот только стоит ли делать вид, будто ничего не произошло? С одной стороны, действительно плохо, что Россия рассорилась со многими своими соседями. Но с другой — а нужны ли нам в принципе подобные друзья вроде Турции, Болгарии или Белоруссии? Как только требуются дешёвые кредиты, строительство газопровода, политическая поддержка — все нам рады, все заверяют в своём расположении и искренней любви, сыплют обещаниями. Зато едва возникает необходимость «попиариться» перед избирателями, выставить себя в лучшем свете перед США — мы с ходу оказываемся в роли «мальчиков для битья». Слов нет, России тоже не понравилось бы нарушение воздушной границы, но обычно извинений за подобную ошибку достаточно. Устраивать же вселенский концерт и угрожать последствиями — как минимум неумно. Ну а нам следует сделать вывод, как вести себя, когда очередная страна заверяет в своей дружбе...