Иран и Турция - это две мусульманские страны, которые не скрывают своих политических и экономических амбиций в регионе. Несмотря на наличие между этими странами разногласий относительно сирийского и йеменского кризисов, это почти не влияет на экономические отношения между ними.
По данным Института статистики Турции, импорт из Ирана в Турцию по итогам 2014 года составил 9,8 миллиарда долларов, в то время как экспорт из Турции в Иран за указанный период был равен 3,8 миллиарда долларов. В 2013 году товарооборот между странами составлял 14,4 миллиарда долларов.
Если ранее власти Турции активно выступали против сирийского режима, обвиняя Иран в поддержке президента Башара Асада, то в последние месяцы подобных заявлений со стороны властей Турции почти не наблюдается.
Но в регионе появился еще один очаг конфликта - в Йемене, где Турция входит в состав так называемой суннитскойкоалиции против шиитских повстанцев, которых активно поддерживает Иран.
В Йемене с 26 марта проводится международная военная операция с участием подразделений ВС ряда арабских стран во главе с Саудовской Аравией. Операция направлена против военизированной группировки шиитского движения хуситов "Ансар Аллах".
До начала военных операций в Йемене президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с заявлением о том, что Иран стремится к господству в регионе. По его словам, это уже начало раздражать США, Саудовскую Аравию и страны Персидского залива, является неприемлемым, и Иран должен об этом знать.
Подобное заявление Эрдогана вызвало резкую реакцию ряда иранских парламентарий. По данным иранского информагентства Fars, 65 парламентариев потребовали официальных извинений за эти высказывания.
На фоне напряженных политических, однако, стабильных экономических отношений президент Турции Эрдоган совершит 7 апреля визит в Тегеран.
Ожидается, что, наряду с президентом Ирана, Эрдоган встретится также с Верховным лидером страны.
В ходе визита будут обсуждаться сирийский кризис и растущий радикализм в регионе, события в Ираке (борьба против боевиков "Исламского государства"), положение в Йемене (поддержка Ираном хуситов), а также экономические отношения между сторонами.
Как можно заметить, основным вопросом повестки переговоров станут кризисы в регионе, которые уже носят межконфессиональный характер (противостояние между суннитами и шиитами).
Как бы это ни казалось странным, в основе почти всех вооруженных конфликтов в арабском мире находится именно конкуренция между Ираном и Саудовской Аравией. Постепенно заинтересованным силам удалось углубить ее, что вылилось в шиитско-суннитский конфликт, цель которого формирование новых государств в регионе.
Учитывая это, можно сказать, что ожидаемый визит президента Турции в Иран также носит характер посредничества между Тегераном и Эр-Риядом.
Эффективность этого зависит именно от встречи Эрдогана с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.
Касательно экономических отношений между Тегераном и Анкарой на фоне ожидаемого снятия санкций против Ирана можно сказать, что после снятия санкций торговые отношения между сторонами будут развиваться еще интенсивнее.