Группировка “Исламское государство” на протяжении последнего времени уверенно задает повестку в мировом информационном пространстве. Так, в российских СМИ распространяется утверждение, что за созданием ИГИЛ стоят Турция и Катар, которые якобы направляют радикалов против России и ее союзников.
Главным двигателем этой версии в массы выступает Евгений Сатановский, бывший президент Российского еврейского конгресса, а ныне директор организации с солидным названием “Институт Ближнего Востока”. ИА IslamNews попыталось выяснить, как смотрят на ИГИЛ в самой Турции, побеседовав с известным турецким политологом и телеведущим Умаром Фаруком Коркмазом.
- Господин Коркмаз, среди некоторых экспертов бытует мнение, что Турция довольно лояльно относится к группировке “Исламское государство”. Как вы можете прокомментировать такие обвинения?
– Все это – политические спекуляции, которые не имеют ничего общего с позицией Турции в отношении ИГИЛ. Во-первых, возьмите информационную политику Турции, которая направлена на разоблачении сущности ИГ. Я сам веду авторскую программу на турецком телевидении, где много говорится об угрозах региональной безопасности, исходящих от этой группировки.
Во-вторых, в боях за Кобани Турция выступила на стороне курдов, оказав содействие в изгнании формирований ИГИЛ с захваченных ими территорий?
В-третьих, турецкое правительство одним из первых официально признало ИГИЛ террористической организацией.
В-четвертых, формирования ИГИЛ нарушили турецкую границу и убили турецких военных.
В-пятых, они похитили служащих турецкого консульства в Мосуле. После долгих переговоров турецкие граждане были отпущены, однако их освобождение потребовало от Анкары приложения неимоверных усилий.
Если между Турцией и ИГИЛ имеются тесные связи, то как все это можно объяснить?
Мы знаем, откуда берутся такие передергивания фактов. За ними силы, которые боятся усиления влияния нашей страны на Ближнем Востоке, а также сближения Турции с Россией.
- Но ведь всегда найдутся те, кто будут утверждать, что Турция ведет двойную игру…
– Насчет двойных игр: в эти дни иракское правительство подает в международный суд на Великобританию, за то, что британские самолеты якобы осуществляют бомбардировки позиций ИГИЛ, а на самом деле бомбят их противников. И после этого британцы настаивают, что бы Турция вошла в антиигиловскую коалицию. Не мы, а американцы и британцы пестовали эту идеологию в иракской тюрьме «Абу Грейб». И сегодня они пытаются натравить “джихадистов” на Турцию.
На самом деле ИГИЛ представляет угрозу Турции и Саудовской Аравии. Почему Эр-Рияд сейчас предпринимает попытки сближения с Турцией? Потому что боится Ирана и ИГИЛ. Однажды, один иранский дипломат заявил мне, что Турция поддерживает Аль-Каиду. На вопрос, почему в таком случае вся родня Усамы бен Ладена проживала в Иране, я не получил ответа от иранского дипломата.
- Но что может связывать Иран с Аль-Каидой или ИГИЛ?
– Иран заинтересован в подпитывании таких группировок. Это позволяет заявить миру, что все должны встать на сторону Ирана, который поддерживает сирийский режим в борьбе с терроризмом. И в этом они добились определенных успехов. Если вы помните, в начале сирийской революции весь мир был на стороне оппозиции, а сегодня все заявляют о своей поддержке Асада по причине страха перед ИГИЛ. Плюс ко всему идут разговоры о том, что Иран намерен присоединить к себе часть Ирака по крымскому сценарию.
- Но ведь это игра с огнем?
– Политика – очень витиеватая вещь. Действительно, спецслужбы ряда стран заинтересованы в существовании ИГИЛ в Ираке и Сирии, но одновременно они препятствуют проникновению радикальных элементов на свою территорию. Однако, иногда радикалы могут использоваться внутри страны, ими легко манипулировать, где-бы не они не находились. Так поступают китайские спецслужбы, когда подстрекают некоторые радикальные группировки к сопротивлению китайскому режиму. То же самое до недавнего времени делали некоторые силы внутри Турции, направляя боевиков РПК против турецких властей. Эрдоган прекратил эту порочную практику или, по-другому, бизнес-проект нечистоплотных людей. Этот опыт Турции в борьбе с терроризмом является пока самым успешным.
- То есть сконцентрировались не столько на исполнителях, сколько на заказчиках?
– Именно так.
- Но ведь действительно на территории Турции проживают люди, имеющие отношение к ИГИЛ?
– Турция – это демократическая страна, в которой все граждане равны перед законом . Если человек не носит оружия, не создает проблем окружающим, его не преследуют, к какой идеологии бы он ни относился. Избирательное применение законов лишь дестабилизирует общество, приводит к усугублению ситуации.
Мы знаем, что в Турции имеются носители игиловских идей, однако их не трогают лишь за убеждения, но пристально за ними наблюдают, чтобы не допустить противоправных действий. Если им взбредет в голову совершить какое-то преступление, они тут же будут остановлены в соответствии с законом.
Турецкие спецслужбы могут только предложить тому или иному гражданину покинуть пределы страны. Такое предложение поступило таджикскому оппозиционеру Куватову, однако он отказался, решив остаться в Турции, а через некоторое время стал жертвой наемного убийцы.