В понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган впервые провёл заседание Совета министров. Это событие стало еще одним весомым доводом для оппозиции, критикующей Эрдогана за то, что он де-факто стремится установить в Турции президентскую систему правления.
На заседании Совета министров, которое открылось в 11 часов утра в новом президентском дворце, с докладами на различные темы выступили шесть министров. Состоялось обсуждение таких тем, как процесс урегулирования курдского вопроса с запрещенной Рабочей партией Курдистана (РПК), принятие мер в отношении исламофобии и борьба против «параллельной структуры», как Эрдоган и правительство ПСР называют религиозное движение «Хизмет».
Представители жандармерии, участвовавшие в заседании, сделали доклады о недавней вспышке насилия в районе Джизре в юго-восточной провинции Ширнак, где за последний месяц в ходе кровопролитных столкновений между сторонниками Рабочей партии Курдистана (РПК) и приверженцами исламистской партии «Худа-Пар» погибли в общей сложности семь человек.
Согласно Конституции Турции, президент в случае необходимости может провести или созвать заседание Совета министров. Данное полномочие редко использовалось предшественниками Эрдогана. В турецкой политической системе, основанной на парламентской демократии, президент, как правило, исполняет символические полномочия и не несет ответственности перед законом за любые преступления, кроме измены. Кроме того, в соответствии с Конституцией, после выборов президент должен порвать все связи со своей политической партией, дабы обеспечить беспристрастность.
Эрдоган является могущественной фигурой в правящей партии — до избрания на пост президента в августе прошлого года он в течение 12 лет возглавлял ПСР и правительство. Теперь же, став первым всенародно избранным президентом, Эрдоган стремится трансформировать парламентскую систему Турции в президентскую форму правления, чтобы оставлять за собой последнее слово во всех вопросах.
В субботу Эрдоган заявил, что намерен принимать больше участия в делах государства. Он также сообщил, что будет максимально использовать полномочия, предоставленные президенту Конституцией. «У нас есть Конституция, в которой чётко прописаны полномочия президента. Я обещаю, что как президент, избранный непосредственно народом, я буду в полной мере использовать полномочия, предоставляемые мне Конституцией», — сказал он.
Во время обеда с членами руководящего совета правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдоган пожаловался, что консультационный механизм между президентом и премьер-министром не функционирует должным образом. «Президентская система необходима для создания гармонии и надлежащего механизма консультаций между этими двумя институтами власти», — отметил Эрдоган.
Оппозиционные партии подвергли президента резкой критике за попытку подмять под себя правительство в обход Конституции, а также раскритиковали премьер-министра Ахмета Давутоглу, безропотно исполняющего указания Эрдогана.
«Со стороны президента неправильно выступать де-факто в качестве главы правительства», — заявил зампред парламентской фракции Партии националистического движения (ПНД) Октай Вурал в интервью Today’s Zaman.
Обращая внимание на диктаторские тенденции Эрдогана, Вурал отметил: «Это шаг в сторону установления авторитарного политического режима. Я надеюсь, что это первое и последнее заседание Совета министров под председательством Эрдогана».
В понедельник на пресс-встрече в парламенте заместитель председателя парламентской фракции Народно-республиканской партии (НРП) Акиф Хамзачеби раскритиковал Эрдогана за нарушение Конституции путем узурпации полномочий премьер-министра.
В своем выступлении Хамзачеби отметил, что предшественники Эрдогана никогда не поступали подобным образом, и подверг критике Давутоглу за бездействие в отношении вмешательства президента в сферу полномочий правительства. «Я полагаю, что отныне Давутоглу будет созывать Совет министров в президентском дворце, не дожидаясь приглашения», — саркастически заявил Хамзачеби.
С момента своего избрания на пост президента Эрдоган вмешивается в дела правительства в различных вопросах — от экономики до внешней политики.