В четырех провинциях Турции во вторник началась операция по задержанию подозреваемых по делу о незаконном прослушивании телефонных переговоров представителей руководства страны. Как сообщает местное телевидение, к настоящему времени задержаны 19 из 28 человек, на арест которых у властей есть ордера.
Прокуратура получила санкцию на задержание 22 сотрудников Управления по телекоммуникациям и связи (УТС) и шести работников Турецкого совета научных и технологических исследований (ТЮБИТАК). Эти лица, как считается, могут быть причастны к разгоревшемуся весной 2014 года скандалу с незаконной прослушкой зашифрованных телефонов руководства страны и незащищенных линий связи. Сообщается, что среди задержанных - бывшие заместители руководителя УТС. Обыски проходят в Анкаре, Коджаэли и в других регионах, где есть отделения ведомств.
Инцидент с прослушкой власти связывают с деятельностью "параллельной структуры" внутри органов государственной власти. Это определенный круг людей, которые преследуют цели подрыва позиций действующего руководства республики и правящей Партии справедливости и развития (ПСР), сохраняя внешнюю лояльность правительству. Считается, что руководителем этого "государства в государстве" является живущий в США исламский оппозиционер Фетхуллах Гюлен, в отношении которого турецкий суд заочно выдал ордер на арест.
Скандал с обнародованием записей некоторых разговоров с участием тогдашнего премьера Тайипа Эрдогана произошел в преддверии муниципальных выборов 2014 года.
Целью таких действий был подрыв позиций правящей партии. В интернет попали записи телефонных разговоров Эрдогана и его сына, а также другие материалы, которые указывают на факты коррупции и злоупотреблений в правительстве. Стопроцентная оригинальность этих записей не была официально доказана. После скандала Эрдоган заменил почти половину кабинета министров и инициировал крупные чистки в полиции.
По данным следствия, помимо премьера компрометирующие материалы собирались на его ближайший круг и родных, президента, главу национальной разведки, высокопоставленных представителей политических партий, бизнесменов, общественных деятелей и журналистов. Полиция получала судебные разрешения на прослушку, обосновывая необходимость этих мер подозрениями в причастности прослушиваемых к экстремистской деятельности.