Не успела она договориться с Россией о строительстве газопровода по дну Черного моря, как в Анкару направили целый десант. 9 декабря британский премьер Дэвид Кэмерон встретится с президентом и главой правительства. А накануне с турецким руководством общалась Федерика Могерини — верховный представитель ЕС по иностранным делам. Она открыто призывала "дружить" с Брюсселем и не использовать режим санкций себе во благо.
Для переговоров на турецкий берег прибыла глава европейской дипломатии Федерика Могерини в сопровождении внушительной делегации. По данным западных СМИ, задача-максимум – добиться от Анкары присоединения к антироссийским санкциям. Минимум – уговорить турецкое правительство не занимать место Европы на российском продовольственном рынке. Начали с щедрых обещаний: страна получит дополнительные 70 миллионов евро на помощь сирийским беженцам.
"Турция имеет большое значение в регионе, — отметила Федерика Могерини, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. — Если мы сможем соединить роль, которую она играет, с ролью, которую играет ЕС, то сможем продвинуться намного дальше в решении кризисов. Особенно в отношении сирийского кризиса. С нашей стороны продолжается оказание гуманитарной помощи, мы выделим Турции на поддержку беженцев 70 миллионов евро".
Анкаре посулили не только деньги для полутора миллионов человек, которых война выгнала из Сирии и Ирака. Обещали остановить поток наемников, что отправляются из Европы воевать на соседних с Турцией территориях.
Еще одно обещание: в обозримом будущем с мертвой точки сдвинуть переговоры о вступлении Турции в ЕС. Страна — важный кандидат. Но о том, что при этом кандидат еще и "вечный", упоминать не стали. А в свете последних событий на Украине среди европейских чиновников и журналистов популярной стала шутка: Украина станет членом Евросоюза сразу после Турции. То есть – никогда.
Анкара в ответ сделала подчеркнуто независимое заявление: страна в любом случае будет руководствоваться собственными интересами. "Турция не будет делать выбор между ЕС и Россией, — заявил Танер Йылдыз, министр энергетики и природных ресурсов Турции. — Мы развиваем проекты с учетом своих собственных и обоюдных интересов. Как сопредседатель российско-турецкой смешанной экономической комиссии, могу сказать, что Турция стремится увеличить экспорт сельхозпродукции. Россия для нас значит больше, чем просто одна из соседних стран".
Министр подчеркнул, что и совместная с Россией газотранспортная система и строительство атомной станции в провинции Мерсин останутся в планах Анкары несмотря на то, что подумают об этом на Западе.