В связи с недавним благополучным возвращением 46 турецких заложников, захваченных группировкой "Исламское государство" (ИГ), у США возникла надежда, что Турция наконец-то примет решение присоединиться к возглавляемой США коалиции, которая борется с этой группировкой.
Но желание Турции включиться в коалицию сдерживается последствиями неудачной политики Турции в Сирии, а также фундаментальным стратегическим непониманием, сложившимся между правительством президента Реджепа Тайипа Эрдогана и администрацией президента Барака Обамы.
Как считает председатель Стамбульского центра изучения экономики и международных отношений, проблемы возникли с самого начала гражданской войны в Сирии, начавшейся три года назад. Об этом он пишет в своем материале на сайте Project Syndicate.
Турция оказывает логистическую и финансовую поддержку почти всем оппозиционным группам в Сирии, позволяя им использовать территорию Турции для перегруппировок после проведения военных операций в Сирии. Считая своим долгом сменить режим в Сирии, Турция закрывает глаза на зверскую тактику этих групп, радикальную идеологию и их большие амбиции. В Анкаре сегодня опасаются, что это мягкое отношение к группировкам позволит им укрепиться в Турции и, в случае присоединения к коалиции с США, отомстить за это террористическими актами на территории страны.
Но есть и другая причина молчаливого отказа Анкары участвовать в коалиции: принципиальное неприятие интерпретации США угрозы, которую представляет ИГ, и методики борьбы с этой группировкой. Попросту говоря, если США считают расширение ИГ на Среднем Востоке наиболее опасной проблемой, то в Анкаре рассматривают эту группу в качестве симптома более глубокой патологии.
В соответствии с этой точкой зрения любое действие, направленное исключительно на уничтожение "Исламского государства", никоим образом не предотвратит возникновение аналогичных угроз в ближайшем будущем. И, в отличие от США, страны Среднего Востока и их соседи не могут просто "сделать резкий отворот" от своего региона, если последствия плохо продуманного вмешательства приведут к неконтролируемым результатам.
В связи с этим руководители Турции считают, что действия международной общественности по отношению к группировке ИГ должны быть намного менее амбициозны и направлены на устранение внутренних причин возникших беспорядков. Эта стратегия должна заставить новое правительство Ирака прекратить политику "сектантства" бывшего премьер-министра Нури аль-Малики и в то же время поддерживать усилия нового руководства страны по обеспечению развития здравоохранения, образования и муниципальных услуг для всех граждан Ирака.
В связи с нападениями группировки ИГ на анклавы с курдским населением, более 120 тысяч человек бежали в Турцию только за один уикенд. Это равно примерному числу сирийцев, которым дано право убежища в качестве беженцев во всем Европейском союзе за время с начала кризиса в 2011 году. Планируемая военная операция против группировки ИГ, несомненно, приведет к еще большему росту числа беженцев из Сирии.
Но, как считают в Турции, им не надо пересекать границу в поисках безопасности. Вместо этого Турция хотела бы возглавить работу по постройке инфраструктурных объектов для нужд сирийских беженцев в пределах территории Сирии. Осуществление таких проектов целесообразно только при выполнении международных гарантий создания безопасных районов, защищенных с помощью создания зон, запрещенных для полетов.
Принимая во внимание тот факт, что из всех западных стран группировка ИГ представляет самую серьезную угрозу именно для Турции, у руководства страны не остается иного выхода, кроме организации операции против ИГ. Это означает в первую очередь принятие бескомпромиссной политики по отношению к ИГ на территории Турции, направленной на запрещение сбора средств и вербовки наемников на территории Турции. Очень важным является постоянное улучшение пограничного контроля и тесное сотрудничество с разведывательными службами западных стран по выявлению иностранных наемников.
Но вступление Турции в борьбу с "Исламским государством" не уменьшит и тем более не ликвидирует беспокойство турецких лидеров о долгосрочных задачах президента Обамы. Если США и Турция должны совместно уничтожить группировку ИГ, они должны вначале согласовать долгосрочную стратегию для восстановления видимости порядка в пораженном кризисом регионе.