Небывалую активизацию Турции на армянском направлении не заметить невозможно: за 4 дня прошлой недели министр иностранных дел этой страны Ахмет Давутоглу выступил с несколькими заявлениями, а турецкие СМИ касались темы чуть ли не ежедневно. Поводом для этого наверняка стала встреча президентов Армении и Азербайджана в Вене, вместе с тем, как подчеркивают аналитики, главным импульсом для Давутоглу и его коллег послужили региональные события, по итогам которых Анкара очутилась в политическом тупике и отчаянно ищет выход из него.
19 НОЯБРЯ, КОГДА СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТОВ, ДАВУТОГЛУ находился с визитом в Вашингтоне и провел совместную с Д. Керри пресс-конференцию. Разумеется, он не мог упустить момент покрасоваться вместе с американским коллегой в роли одного из главных посредников в карабахском урегулировании, важно сообщив, что «Турция проводит консультации с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а также двусторонние консультации». О «консультациях сопредседателей с Анкарой» когда-либо и где-либо не сообщалось, а многозначительные турецкие дезы о «консультациях с Ереваном» армянская сторона опровергала неоднократно. С кем именно проводит Турция регулярные консультации, всем хорошо известно, что, однако, не мешает Давутоглу изо всех сил создавать впечатление полной вовлеченности своей страны в Минский процесс.
Затем турецкий министр вновь слукавил, заявив: дескать, рад, что к вопросу урегулирования конфликта «Турция и Соединенные Штаты подходят с единых позиций». Еще один тонкий блеф, нацеленный на создание впечатления о том, что подходы Анкары и Вашингтона в вопросе путей урегулирования полностью совпадают, читай: США за исключительно проазербайджанское решение вопроса.
Отдадим должное Ахмету Давутоглу: он достаточно ловко использует возможности дипломатического языка, особенно в расчете на несведущую публику. Так, выступая в том же Вашингтоне в Брукингском институте, он заверил всех в приверженности нормализации отношений с Арменией и назвал три наиболее важных фактора этого процесса: «взаимное уважение, решение исторических проблем между Турцией и армянами (в том числе и диаспорой) и третий — установление мира между Арменией и Азербайджаном». Вопрос о том, насколько сама Турция соблюдает эти условия, он, естественно, обошел: длящаяся двадцать лет транспортная блокада, направленная на экономическое удушение соседа, — не лучшее, мягко говоря, проявление уважения к соседней стране даже в турецком понимании. Далее министр сообщил о новой внешнеполитической концепции своей страны: «не друг — враг, а друг -потенциальный друг». Тем самым фактически признав провал прежней, широко разрекламированной формулы «ноль проблем с соседями». Обилие проблем с соседями, по всей вероятности, исчерпало запас лицемерия даже Давутоглу, вынудив Анкару поведать миру о своем новом, более осторожном подходе.
ДАЛЕЕ У ГЛАВЫ ТУРЕЦКОГО МИД ВЫДАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН ПОВОД поведать всем о собственном миролюбии и готовности наладить отношения с Арменией. Согласно принятой практике, МИД РА пригласил его принять участие в заседании Совета министров ИД стран — членов ОЧЭС в Ереване. Сообщив, что Давутоглу не принял окончательного решения, газета «Заман» обусловила его…. итогами встречи президентов Армении и Азербайджана. Напомним, что приглашение поступило после венской встречи и об итогах уже было известно. Какие еще «итоги» ожидала турецкая сторона, чтобы решить вопрос своего участия, так и осталось непонятным. Впрочем, на желаемый результат намекнула другая турецкая газета — Akşam, причем по странному совпадению именно 19 ноября. Издание представило дорожную карту турецкой внешней политики на грядущий год, который, по словам автора, для властей этой страны станет годом урегулирования отношений с Арменией. Согласно публикации, власти обсудили (видимо, с самими собой. – М.Г.) вариант, согласно которому армянская сторона возвращает 2 из «оккупированных» 7 районов. Таким образом, пишет турецкий журналист, «предоставляется возможность Азербайджану связаться с Нахиджеваном, и откроется армяно-турецкая граница».
В который раз турецкая пресса с подачи официальных лиц пишет о скорой сдаче территорий НКР, подсчитать сложно. На сей раз на дезу не отреагировали даже в Баку. В то же время невозможно удержаться от вопроса: неужели Давутоглу рассчитывал на то, что в ходе венской встречи президент Армении заявит о готовности сдать 2 района и в ответ он, Ахмет, одарит нас счастьем собственного приезда?
Помнится, Турция как-то слезно просила Ереван «отдать Азербайджану пару районов, дабы помочь Баку сохранить лицо». Судя по всему, сегодня спасать лицо понадобилось самой Турции, и она опять вынуждена обращаться за этим к Армении. Эксперты сходятся во мнении о той сложной внешнеполитической ситуации, в которой оказалась Анкара, и усилиях властей каким-то образом спасти основательно подмоченную репутацию накануне предстоящих уже в этой стране президентских и парламентских выборов. Любопытно в этой связи вспомнить недавнее сообщение о том, что парламентская оппозиция выставила Давутоглу «ноль» за политику в отношении Армении.
На этом фоне предположения многочисленных экспертов относительно имитационного характера внешнеполитической активизации Турции, в частности в армянском и карабахском направлениях, вполне уместны и, безусловно, имеют под собой основательную почву. Так, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, член российско-азербайджанской экспертной группы МГУ Г. Трофимчук считает, что «Турция ищет новые информационные ходы, чтобы усилить свою позицию и в регионе, и в глобальной политике, так как после того, как была взята пауза на сирийском фронте, Анкара как-то выпала из контекста, как бы ушла в тень».
Более резко выразился на сей счет политический обозреватель ИА REGNUM Гай Борисов. По его мнению, Анкара оказалась в достаточно щекотливом положении и готова едва ли не просить Армению пойти на хоть какие-нибудь уступки по Карабаху, чтобы сохранить лицо в отношениях с Азербайджаном. Касаясь заявления Эрдогана в ходе встречи с Путиным о том, что «у России и Турции существуют обязательства в регионе с точки зрения азербайджано-армянского конфликта», эксперт пишет: «В части России с таким утверждением трудно спорить. Но вот что касается Турции, то единственным с ее стороны правильным шагом в существующей ситуации было бы полное дистанцирование от хода разрешения конфликта». В статье приводятся слова турецкого эксперта Мехмеда Фатиха Озтарсу о том, что «на данном этапе Ереван должен помочь Турции». «В каком же безвыходном тупике оказалась внешняя политика Анкары, что ей в отношениях с Баку уже не обойтись без помощи Еревана», — заключает автор.
ОСТАВИМ В СТОРОНЕ РЕЗОННЫЙ ВОПРОС О ТОМ, С КАКОЙ ТАКОЙ РАДОСТИ Ереван должен «помогать Анкаре», причем, по всей видимости, опять-таки за счет территорий Арцаха. Абсурдной выглядит сама постановка вопроса: почему-то «лицо» вначале Азербайджана, а теперь Турции зависит от армянских земель, поэтому Анкара всеми способами слезно вымаливает у армянской стороны «хотя бы» 1-2 района НКР. При этом представая перед миром в роли этакого бескорыстного и доброжелательного соседа, который видит в Армении «потенциального друга» и самоотверженно готов ко всему, лишь бы в регионе воцарились мир и благополучие.
Тот факт, что турецкая внешняя политика оказалась в тупике и ищет способы удержаться на плаву, не вызывает сомнений. Вот только непонятно, с какой стати Давутоглу решил, что в решении своих проблем он может рассчитывать на Ереван. Где-где, а в Армении лучше других осознают, что таится под турецкой маской «миролюбия и гуманизма». Если уж Анкара так печется об урегулировании конфликта и о мире в регионе, пусть попробует воздействовать на своего братца Алиева и заставить его для начала, скажем, убрать снайперов с передовой. Или прекратить фальсификации истории и раздувание антиармянской истерии. Ведь все это куда более веские шаги к миру, нежели словесные извержения Давутоглу.
Но Турция не сделает этого, как не сделает и ни одного иного действительно конструктивного шага, направленного на приближение региона к стабильному миру, открытию границ и «потенциальной дружбе» с Арменией. Потому что в реальности у Турции совершенно иные цели и иные планы – как в контексте приближающегося 100-летия Геноцида армян, так и вопроса Арцаха.
Излишне говорить, что эти цели и задачи полностью совпадают и скоординированы с Баку, как бы там Давутоглу лицемерно ни сокрушался о сохранении турецкого «лица».