При этом политики стараются не обращать внимание на тот факт, что ассоциированное членство – это лишь шаг, который является скорее инвестицией в будущее, промежуточным этапом, который может длиться долгие годы без результатов. Показателен в этом плане опыт Турции, которая с одной стороны еще в 1963 г. подписала договор об ассоциированном членстве в ЕС, в котором стороны оговорили три этапа интеграции на пути к членству в Евросоюз, а с другой – выстраивает конструктивные отношения с Россией и другими странами Таможенного союза. О европейском и евразийском векторах внешней политики Турции в интервью порталу RuBALTIC.Ru рассказал доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил:
- Г-н Исмаил, Турция уже проделала большой путь по направлению к ЕС, но так еще и не стала членом союза. В каком состоянии сейчас находятся переговоры по этому вопросу?
- Членство в ЕС является приоритетом во внешней политике Турции, и этот вопрос рассматривается постоянно правительством. Несмотря на то, что Турция, как известно, подала заявку на членство в ЕС, пока говорить о продвижении по этому вопросу, к сожалению, не приходится. В начале правления Партии справедливости и развития (впервые победила на парламентских выборах в 2002 г. – прим. RuBALTIC.Ru) была сделана попытка возобновить переговорный процесс, и были достигнуты определенные договоренности. К сожалению, эти договоренности пока не сдвинулись с мертвой точки. Поэтому на протяжении уже 6-7 лет ни о каком прогрессе в этом направлении говорить не приходится.
Исходя из этого, правительство Турции как-то уже подозрительно смотрит на членство в ЕС. Недавно премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи с президентом России Владимиром Путиным сделал предложение о членстве Турции в Шанхайской организации (ШОС).
Это вызвало новые дискуссии, но пока вопрос затягивается.
- Заметно ли снижение интереса к евроинтеграции со стороны общества?
- Конечно. Это чувствуется. Были проведены и некоторые социологические опросы. О нынешнем годе говорить еще рано, а показатели прошлого и позапрошлого годов склонялись к отрицательной черте. Здесь, конечно, есть и доля вины самой Турции, но дело в том, что некоторые европейские страны открыто выступают против членства Турции в ЕС. Стоит здесь, конечно, упомянуть и экономический кризис самого Евросоюза. Все это тоже отрицательно сказывается на общественном отношении Турции – ЕС становится уже не столь привлекательным. Общественное мнение, конечно, чувствительно реагирует на такие вещи, но еще не все утрачено.
- Недавний визит президента Турции г-на Гюля в Латвию и Литву в СМИ балтийских стран был представлен как поиск Анкары поддержки у этих стран в деле евроинтеграции. Действительно ли для президента Турции эти вопросы были главными во время визита в балтийский регион?
- Визит президента Турции в эти страны уже второй в течение 10 лет, хотя они и не очень близки нам, как в экономическом, так и в политическом плане. Высказывания, что Турция ищет в лице этих стран союзников имеют под собой определенную почву, но это не главное.
Дело в том, что при нынешнем правительстве сделана большая попытка улучшения политических связей со странами совершенно различных регионов: это и Восточная Европа, и Африка, и Ближний Восток, и Дальний Восток и т.д. Турция в ходе этого процесса делает все возможное, чтобы улучшить экономические связи и один из способов этого – отмена виз. Уже более чем со ста странами визы отменены. Кроме того, во время визита в Риге было подписано соглашение между Турцией и Латвией по развитию коммуникаций и логистическим вопросам. В Литве был проведен форум бизнесменов двух стран и тоже подписаны документы по развитию сотрудничества в сфере коммуникации. Это очень важный момент.
То есть говорить только о том, что Турция ищет в Латвии и Литве поддержку на пути евроинтеграции – это не совсем точно. Для Турции прибалтийские страны интересны, главным образом, именно с точки зрения экономических открытий.
Кроме того, в Литве живет большое количество тюркоязычного населения – татары. С представителем этой общины тоже встречался президент. То есть налицо разномасштабные связи между Турцией и прибалтийскими странами, и ограничивать их интеграцией с ЕС неправильно. На сегодняшний день мы видим, что отношения Турции с ЕС – это в основном разговоры, хотя, повторюсь, это остается внешнеполитическим приоритетом Турции.
- Могут ли, на Ваш взгляд, Литва и Латвия помочь в реализации этого приоритета Турции?
В Турции реально смотрят на вещи: Литва и Латвия не имеют особой силы в составе ЕС. Может, их голоса к чему-то и приведут, но помимо этого нужно решать серьезный комплекс вопросов.
Помимо Литвы и Латвии Турцию в Европе могут поддержать и другие страны, например, Польша. Долгие годы, кстати, членство Турции в ЕС поддерживали Соединенные Штаты Америки, которые сами не являются членом ЕС. Англия положительно смотрит на этот вопрос, Испания, Италия. Внутри ЕС ведутся «внутриполитические игры», надо это все учитывать. Яро противостоят членству в ЕС, главным образом, Франция и Германия.
- В одном из своих интервью Вы отметили, что Турцию может заинтересовать евразийский интеграционный проект. Не изменились ли Ваши оценки?
- Я говорил, что Турцию может заинтересовать евразийская интеграция, если участники этого проекта будут участвовать на равных правах. Пока само понятие Евразийского союза находится в начальной стадии, и пока сложно понять, что получится. Непонятно, перерастет ли в будущем этот экономический союз в политический или нет. Там есть много и других вопросов, например, связанных с выбором Украины. Евразийский союз – это серьезная политическая программа, но пока четких вещей со стороны не видно.
Напомню, что Турция для развития отношений с Россией выдвигает свои предложения – например, вступление в ШОС - а также развивает двусторонний диалог с РФ. Даже когда начинался сирийский кризис, все ожидали ухудшения отношений с Москвой. Я был, наверное, единственный, кто смотрел на это более или менее оптимистично.
- Действительно, евразийский проект еще находится на начальной стадии. Тем не менее, среди части экспертного сообщества балтийских стран присутствует мнение, что евразийская интеграция противоречит европейской. Противоречит ли евроинтеграция Турции возможности развивать отношения с Россией и Таможенным союзом?
- Прибалтийские страны находятся близко к границе России и при этом очень слабы по сравнению с Россией. Возможно, они хотят больше поддержки со стороны ЕС. Я думаю, подобные выступления – политические. Пока рано говорить будет ли Таможенный союз конкурентом ЕС.
Я не думаю, что интересам Турции противоречит и взаимодействие с ЕС, и сотрудничество с членами Таможенного союза. По-моему, пока этому ничто не мешает. Я думаю, наоборот, в критические моменты это даже необходимо. |