Если у кого-то были сомнения в том, что после принесения извинений Израилем отношения между Иерусалимом и Анкарой войдут в прежнюю колею, то недавнее решение Турции наложить вето на "Средиземноморский диалог" при поддержке НАТО должен был положить конец этому недопониманию.
"Средиземноморский диалог" начался в 2004 году и включал Израиль, Турцию, Египет, Иорданию, Марокко, Мавританию и Алжир. Целью этих встреч был обмен информацией, сотрудничество в оборонной сфере и постепенное формирование так называемого блока "умеренных стран" Ближнего Востока. В 2008 году партнеры встретились в последний раз, а после войны в Газе 2008-2009 гг. все арабские участники плюс Турция заявили о временном замораживании этого проекта.
Отношения между Израилем и Турцией к тому моменту уже носили напряженный характер, а еще через полтора года разразился скандал вокруг "Флотилии свободы", одним из главных спонсоров которой была радикальная турецкая группировка IHH. С того момента немало воды утекло в Босфоре, Израиль наконец принял решение и принес извинения турецкой стороне, однако Реджеп Таип Эрдоган гнев на милость не сменил. "Сейчас не время", обьяснил турецкий премьер разочарованному генсеку НАТО Андерсу Фог Расмуссену, который рассчитывал на скорейшее возобновление "Средиземноморского диалога".
Египет, разумеется, поддержал турецкого лидера, причем позиция президента Мухаммада Мурси не сильно отличалась от позиции его предшественника Хосни Мубарака, который в свое время резко выступал против какого-либо официального стратегического сотрудничества с Израилем.
Кстати сказать, египетские и израильские военные работали и продолжают работать вместе над такими проблемами, как деятельность террористических группировок в Синае, но все это происходит "за кадром". А вот "Средиземноморский диалог" – событие публичное. После него египетским политикам и военным непонятно, почему они продолжают "работать на сионистского врага, пока в Газе умирают невинные люди". Это неприятно, а также довольно опасно, учитывая ярко выраженный антиизраильский настрой египетской улицы.
В Турции до прихода к власти Реджепа Таипа Эрдогана сотрудничеством с Израилем по большей части гордились. Почему по большей части? Потому что даже при светских премьерах и президентах отношения Иерусалима и Анкары не всегда были гладкими. В 1967 году Турция резко осудила "израильскую агрессию", а турецкий посол появился в Тель-Авиве лишь в 1992 году, несмотря на то, что Анкара признала государство Израиль уже в 1949 году. И все же, именно с приходом Эрдогана к власти в турецких СМИ увеличилось количество антиизраильской риторики, в кинотеатрах начали крутить антисемитские киноленты, а в мечетях – открыто призывать к джихаду против "осквернителей священной палестинской земли".
Вдохновителем был и остается сам премьер, а также его ближайшие советники – министры кабинета и функционеры правящей партии "Справедливости и Развития". Ненависть к Израилю является одной из составляющих мировоззрения этой партии, которая пропагандирует "союз правоверных" – под турецким началом, разумеется. Израиль в этот союз никак не вписывается.
Поэтому никакие извинения или перемены в Израиле эту картину изменить неспособны. Принеся эти извинения Израиль ничего не потерял. Слова это всего лишь слова, и, возможно, кое-что выиграл в краткосрочном плане, ведь на примирении настаивал американские президент, да и гражданская война в Сирии диктует немедленное возобновление хотя бы ограниченного сотрудничества между Израилем и Турцией.
Но вот вернуться назад в прошлое уже не получится. Турция изменилась, также как в свое время изменился Иран (еще один "надежный" израильский партнер на Ближнем Востоке). И даже если израильские туристы вновь заполнят гостиницы в Анталии и Кемере, в обозримом будущем Турция уже не будет ни другом, ни партнером для Израиля, пишет израильский портал ZMAN.com.