Всего год назад казалось, что Анкара сделала ставку века – ставку на "арабскую весну". По крайней мере, так этот ход пытались представить его авторы, Реджеп Таип Эрдоган и Ахмет Давутоглу. Турция одной из первых поддержала восстание в Ливии, и с гордостью отправила в эту страну первый рейс после падения Каддафи и окончания гражданской войны. Эрдоган также опередил всех остальных ближневосточных и западных лидеров, и отправился в турне по странам победившей "арабской весны", и посетил Триполи и Каир (позже глава МИДа Давутоглу совершил визит в Тунис).
Турецкое руководство также сочло нецелесообразным ссориться с суннитским миром и продолжать поддерживать Башара Асада, несмотря на трогательную дружбу семьями, а также оборонные и экономические соглашения. Анкара предложила теплый кров сирийской оппозиции и выделила немало средств для того, чтобы подготовить бойцов "Свободной сирийской армии" на своей территории. Через турецко-сирийскую границу течет контрабандное оружие, несмотря на то, что коалиция "Друзей Сирии" на официальном уровне опасается снабжать повстанцев оружием напрямую.
Казалось бы, жизнь прекрасна и удивительна: Эрдогану и Давутоглу почти удалось заставить мир забыть о своей недавной близости с "сирийским мясником", и придать Турции ореол защитницы свободы и демократии на Ближнем Востоке. Это, разумеется, если не считать жестокого подавления курдских сепаратистов на своей территории и на границе с Ираком, но, как известно, курдами международное сообщество интересуется редко и мало.
Кстати о курдах. В турецкой столице предвидели, что и сирийские курды, которые до сих пор не смели роптать, также начнут интересоваться вопросами автономии, а то и перспективами создания курдского государства, и поэтому решили сразу договориться с лидерами сирийского восстания о том, чтобы этот вопрос был закрыт раз и навсегда. На фоне, разумеется, маячили и экономические интересы – в воздухе пахло ливийской нефтью и выгодными строительными подрядами в Триполи, Бенгази, Тунисе, Каире и Сане.
Ровно год спустя оказалось, что постреволюционная Ливия Турцией никак не интересуется, что в Каире Эрдогану предложили вспомнить печальную судьбу его оттоманских предшественников, и что, несмотря на немалые капиталовложения, сирийские повстанцы не в состоянии ликвидировать режим Башара Асада, не уничтожив заодно сирийскую государственность вообще. "Арабская весна" стала чем угодно, но только не экономическим чудо-подарком для Турции, которая продолжает платить, но пока ничего взамен не получает.
Более того, огромные турецкие инвестиции в Сирии, на которую Эрдоган сделал ставку 10 лет назад, можно считать потерянными навсегда. Ибо гражданская война в этой стране еще даже не вошла в свою решающую фазу, и трудно представить, что в Пальмиру, Дамаск и Алеппо вскоре потянутся туристы (турецкие компании вложили в возведение гостиничных комплексов, престижных офисных зданий и новых автотрасс миллиарды долларов). Не оправдался и курдский расчет. Сирийская оппозиция так и не смогла объединиться, и люди, которые сидят в Париже и Анкаре практически не имеют влияния на тех, кто воюет сегодня против солдат Башара Асада в Даре, Идлибе и Хаме.
Тем временем, сирийские курды тоже готовятся к тому дню, когда падет режим Башара Асада, и проходят военную подготовку в иракском Курдистане, дабы не оказаться вновь в униженном положении зависимых. Курды также рассорены между собой, однако уже сегодня есть основания предположить, что первым вопросом, который поднимет курдское руководство когда придет час, будет предоставлении сирийскому Курдистану статус Автономии.
В Турции многие уже осознали, насколько провальной была внешняя политика, сформированная Эрдоганом и Давутоглу, да и они сами нехотя признали совершенные ошибки и теперь пытаются найти выход из тупика. Восторга насчет достижений ливийской и египетской революции в Анкаре поуменьшилось. В отношении Сирии Эрдоган и его министр иностранных дел также не испытывают никаких иллюзий и уже не надеются на то, что несостоявшийся султан въедет в Дамаск на белом коне. Турция отчаялась убедить Запад создать широкую антисирийскую коалицию и начать бомбить Асада, и самостоятельно заниматься этим не собирается.
В 2012 году, как и 100 лет назад Турции по-прежнему не удается укрепить свои позиции в арабском мире. Она продолжает оставаться самостоятельной единицей, которую арабы воспринимают чужаком. В свое время Эрдоган ошибся, избрав Башара Асада своим главным региональным стратегическим партнером. Ставка на "арабскую весну" также не принесла его стране большого счастья. Нынешний премьер уже заканчивает свою каденцию, и вопрос заключается в том, какой внешнеполитический курс будет проводить будущий турецкий лидер, который придет на смену Реджепу Таипу Эрдогану.