Согласно сообщениям западных СМИ, турецкие военнослужащие уже не ограничиваются решением задач боевого обеспечения бандформирований мятежников и наемников, действующих против Дамаска, они принимают уже непосредственное участие в конфликте. Так две крупные банды террористов, именующие себя "бригадами Свободной сирийской армии" , действующие в провинции Идлиб и в области Аль-Бэб, к северо-востоку от Алеппо, находятся сегодня под непосредственным командованием турецких офицеров.
Общее руководство ССА осуществляется из штаб-квартиры, расположенной за пределами Сирии в юго-восточном турецком городе Газиантеп.
По мнению ряда наблюдателей, сегодня перед Анкарой стоит задача по распространению своего оперативного руководства не только на формирования ССА, но и на террористические банды не входящие в ее состав.
Активно в этом туркам помогают сотрудники ЦРУ имеющие отлично налаженные контакты с "Аль-Каидой" и иными салафитскими группировками, действующими против Сирии.
Доклад о действиях турецких военнослужащих в Сирии во главе банд террористов был представлен директору ЦРУ Дэвиду Петрэусу, во время его посещения им Анкары 3 сентября.
По некоторым данным темой беседы стали вопросы о расширении турецкого участия, а также противодействия вероятным контрмерам Сирии, России, Ирана и Хизбаллы. Есть сведения, что в совещании принимали участия и израильтяне. Затем шеф ЦРУ вылетел в Израиль, чтобы продолжить обсуждение там.
Одним из результатов визита Петрэуса стало увеличение контингента ЦРУшников на турецко-сирийской границе. Это развертывание американского разведконтингента происходит в рамках соглашения от 24 августа, когда Турция, США и Израиль договорились о создании "разведывательного щита". Официально было объявлено, что концепция сотрудничества предполагает сбор и обмен информацией о передвижениях и деятельности боевиков Курдской рабочей партии /КРП/ и "Аль-Каиды" на территории Сирии и в прилегающих областях. Но если активность курдов и вправду беспокоит турок, то разговоры о тревоге американцев по поводу "Аль-Каиды" , боевиков которой они сами притащили в Сирию, вооружили и организовали, выглядят смехотворно.
Договоренности были достигнуты в рамках встречи делегаций специалистов армий и спецслужб двух стран под руководством помощника госсекретаря США Элизабет Джонс и советника главы МИД Турции Халита Чевика.
Развертывание ЦРУ-шных центров происходит чуть ли не в открытую. В частноститурецкий телеканал Эн- ти-ви сообщил,
США направили в район турецко-сирийской границы агентов Центрального разведывательного управления, отмечая, что Вашингтон значительно усиливает свою агентурную сеть в этом регионе. Так же сообщалось, что обеспечивать функционирование "разведывательного щита" будут сотрудники ЦРУ, которые ранее работали в Афганистане и Пакистане.
По информации турецкого телевидения, в задачи агентов разведки входит сбор информации среди беженцев и противников сирийского режима и "содействовие повстанцам в организационных вопросах".
Примечательно так же, что СМИ усиленно развивают тему о том, что согласно сведениям американских, турецких и израильских разведчиков имеют место "необычные передвижения" правительственных войск в Сирии и отрядов Хизбаллы в южном Ливане. На основании этих "сведений" делаются выводы о намерении атаковать мятежников. Ощущение таково, что общественное мнение убеждают в необходимости нанесения "превентивного удара" по Сирии и Ливану.
В частности, сообщается, что "напуганный" ЦАХАЛ привел свои подразделения у сирийской и ливанской границ в состояние боевой готовности. 5 сентября, батарея «Железный купол» была установлена в Гуш-Дан, чтобы препятствовать потенциальному шквалу ракет Хизбаллы на центральный Израиль и Тель-Авив.
А в тот же день турецкий премьер-министр Эрдоган прокомментировал: «Режим в Сирии теперь стал террористическим государством». Такую согласованность можно рассматривать, как публичное примирение, и создание международного юридического основания для военного вмешательства в Сирию.
По сообщениям из Юго-восточной Турции эта часть страны уже напоминает прифронтовую зону и наполнена войсками, как турецкими, так и боевиками из банд мятежников. Однако союзники Анкары по НАТО представлены только разведчиками, инструкторами в лагерях подготовки террористов и небольшими группами спецназа. Из чего делается вывод, что по всей вероятности Турции предстоит атаковать Сирию в одиночестве.
Очевидно, что час "Ч" может наступить тогда, когда основные силы мятежников окажутся на грани уничтожения. А судя по динамике происходящего в Сирии и успеху правительственных войск, это может произойти очень скоро.
В Анкаре намекают, что в случае применения химического оружия Дамаском, турецкая армия может начать военную интервенцию в Сирии самостоятельно, без поддержки НАТО. А турецкие газеты распространяют слухи о том, что отравляющие газы уже применяются сирийскими войсками.
Однако все это создает в самой Турции ситуацию близкую к панике. . "Турция остается в одиночестве. Запад молча наблюдает, как развивается военный конфликт в Сирии. Нет помощи ни от Европы, ни от НАТО" - пишут оппозиционные издания.
Наряду с этим все турецкое приграничье приграничье являет собой весьма мрачное зрелище. Район наводнен как сирийскими террористами, так и наемниками из Ливии, Афганистана, Пакистана, Катара, Египта и африканских стран. Ведет себя эта публика крайне вызывающе,
"Они не платят за еду в ресторанах, угрожают продавцам, в ответ на требования заплатить хамят и отвечают угрозами. Продавцы говорят, что сирийцы недоплачивают за товар, забирают все, что попадется под руку, отбирают мобильные телефоны и технику. Они чувствуют поддержку турецких властей, утверждают, что Реджеп Эрдоган обещал оказать им свою помощь. Улицы приграничных городов напичканы военными как булка изюмом. Разобраться, кто есть кто, очень трудно, - пишет оппозиционная газета "Созджу", - местное население живет в диком страхе, экономика края находится в упадке, случаются перебои с электричеством, на темных улицах разгуливают повстанцы, угрожая перерезать в округе всех армян".
По мнению оппозиционных газет, приграничные с Сирией турецкие юго-восточные провинции очень скоро вспыхнут огнем. Происходящее вызывает крайнее неудовольствие населения Турции. Рейтинг властей стремительно падает.
Очевиден и провал внешнеполитического курса Анкары, стремящейся в последние годы стать лидером мусульманского мира. Тесное сотрудничество с Тель-Авивом в антисирийском проекте превратило Эрдогана в глазах жителей Ближнего Востока из защитника единоверцев в лицемера и политического фигляра.
В Турции усиливается традиционное противостояние военных и исламистов, страна на пороге глубокого даже не политического а системного кризиса. И дальнейшее втягивание ее в сирийский конфликт может иметь для Турции необратимые последствия.