В Анкару с официальным визитом прибыл глава правительства ХАМАС в Секторе Газа Исмаил Хания. На Западе этого человека и всю организацию называют террористами, и Турции было достаточно просто пустить лидера ХАМАС на свою землю, чтобы показать свое видение ближневосточной проблемы. И даже не так важны совместные заявления, как сам факт того, что Анкара не скрывает своих политических симпатий, а Западу приходится с ними считаться.
Список стран, где готовы принимать Исмаила Хания, не так велик. ХАМАС – для Запада организация террористическая, поэтому первое с момента прихода к власти иностранное турне, глава правительства Газы совершает к мусульманским режимам Азии и Африки.
После победы исламистов на выборах в Тунисе и Египте "правительство ХАМАС" получило в их лице естественных союзников. Но куда важнее заручиться поддержкой самого сильного игрока в регионе, Турции. В Стамбуле премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган принимает делегацию ХАМАСа.
"После встречи с премьер-министром я понял, что беды Палестины отзываются болью в сердце турецкого народа. Ваша кровь – это наша кровь, а ваши мученики – это наши мученики. Я заявляю всему миру, что благодаря турецкой помощи и "Флотилии свободы" мы сумели прорвать израильскую блокаду Газы", - заявляет Исмаил Хания.
Для самой Турции тот поход корабля "Мави Мармара" с гуманитарным грузом к палестинским берегам стал началом серьезных осложнений с Израилем. 9 турецких активистов погибли под израильским огнем. Но в мусульманском мире, вообще, и на Ближнем Востоке, в частности, авторитет Анкары заметно вырос.
Палестинцы благодарят Турцию за поддержку, тем более что в отличие от США и Евросоюза здесь отказываются признавать ХАМАС террористами, что не может не раздражать Израиль. Часть совместного заявления Хания и Эрдоган адресовали как раз израильским "оккупационным властям", их призвали прекратить выдавливать арабских жителей из Восточного Иерусалима.
Позиция Турции остается неизменной – мирное урегулирование на Ближнем Востоке непременно должно учитывать интересы Палестины. При этом насилие как метод политической борьбы Анкара, категорически не приемлет. Роль успешного переговорщика в регионе Турция примеряет на себя все чаще – на памяти громкий обмен израильского рядового Шалита на тысячу арабских заключенных. В этой сделке Анкара сыграла решающую роль, и очевидно, что в ближайшее время задача Турции – стать если не воротами, то блокпостом на дороге Запада в Ближний Восток.
Анкара сегодня даже не обижается, когда ее подозревают в амбициях на новую Оттоманскую империю. И если это – еще явное преувеличение, то другое почти факт: решая, что делать с Ираном или Сирией, и Вашингтон, и Брюссель уже знают – без поддержки Турции им теперь не обойтись.