Представители различных нацменьшинств в Турции выразили скептицизм в отношении текущих усилий по созданию новой Конституции страны. Об этом пишет турецкая «Hurriyet Daily News and Economic Review». «Учитывая нынешние политические условия в Турции, я не верю, что новая Конституция будет эгалитарной, охватывающей все слои общества», – сказал Арев Джебеджи, турецкий армянин, который был кандидатом от оппозиционной Народно-республиканской партии на последних выборах.
Если новая Конституция будет составлена, то впервые такой текст будет составлен в демократической среде с момента создания учредительной конституции 1924 г. Другие предыдущие конституции были написаны в результате военных переворотов в 1961 и 1980 гг.
По мнению турецкой еврейки Мари Локер-Гормезано, внучки бывшего депутата Адольфа Локера, который создавал шляпы для основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, текущие политические условия не подходят для принятия правильных решений относительно новой Конституции, в то время как Турция должна сначала сосредоточиться на проблеме объявленной вне закона Курдской рабочей партии.
«Я хочу видеть Турцию как общество граждан Турецкой Республики, без учета расы, религии или языка», – сказала Локер-Гормезано.
Между тем, Джебеджи добавил, что они никогда не откажутся от прав, предоставленных меньшинствам Лозаннским договором, в случае если новая Конституция принесет новые проблемы, касающиеся статуса немусульманских меньшинств.
Лозаннский договор 1923 г. предоставил определенные права официально признанным немусульманским меньшинствам в Турции, в том числе свободы для создания и управления социальными, религиозными и благотворительными учреждениями, для использования родного языка и проведения своих религиозных обрядов.
Тургут Аладжа, председатель Ассоциации месопотамской культуры и солидарности, сирийской ассоциации, тоже отверг утверждения о преимуществах новой Конституции.
«Мы не можем использовать наши права как обычных граждан или как членов меньшинства. Мы не можем обучать нашему языку наших детей. Кто мы? И что изменится с новой Конституцией? Я хотел бы спросить», – сказал Аладжа.
«Действующая Конституция гласит, что все граждане Турецкой Республики равны, но это не то, что мы видим на практике», – добавил он.