Турецкая община Нью-Йорка первой протянула руку дружбы русско-еврейской общине, тогда как нынешнее исламистское правительство Турции повело себя недружественно в отношениях с Израилем. Как рассказал нам директор-распоря-дитель Турецкого культурного центра Бруклина Сулейман Айдуан, турецкая община Нью-Йорка, насчитывающая менее 100 тысяч человек, создала в городе пять культурных центров – по одному в каждом из пяти боро. Цель этого – сохранение национальных традиций и языка.
Одновременно нью-йоркские турки стараются развивать связи с другими общинами. Вот почему на празднование Рамазана (по-турецки) или Рамадана (по-арабски) были приглашены представители русскоязычной еврейской общины. В другие дни на Рамазан в Турецкий центр придут представители баптисткой церкви, потом греческой общины, итальянской, ямайской... Отдельно приглашены на праздничный обед нью-йоркские политики.
– Мы хотим дружить со всеми, – говорит Сулейман.
Пока за столами турецкие хозяева и их русскоязычные гости ожидали, когда наступит время трапезы, Сулейман Айдуан рассказал, что Рамазан – святой месяц для мусульман. С утра до вечера – пост. После захода солнца – праздничная трапеза в кругу семьи, друзей и почетных гостей. «По традиции, мы делим хлеб с нашими соседями. Сегодня это русскоязычная община».
На встрече был показан документальный фильм о Рамазане. В фильме сообщалось, что мусульмане, как и евреи, пользуются лунным календарем. В Рамазан правоверным запрещено мстить и браниться, предписано прощать и уважать других. Президент Обама в своем послании по случаю праздника сказал, что ислам несёт собой прогресс, терпимость, справедливость. А в фильме были показаны толпы молящихся, которые славили Аллаха и Магомета, пророка его, и восклицали: «Нет Бога кроме Аллаха!» Невольно думалось: «Если ислам – религия прогресса и терпимости, и если Рамазан – праздник прощения и мира с соседями, почему же даже в этот святой праздник мусульмане в Пакистане, Ливии, Сирии, Ираке, Афганистане и многих других странах убивают друг друга, причем, убивают даже в мечетях во время молитвы? Почему в Иране в праздник Рамадан исламский суд приговаривает двоих американских туристов, пусть и непрошенных, но гостей, к 8 годам тюрьмы? Почему палестинские мусульмане в Рамадан обстреливают ракетами своих соседей-израильтян?
В фильме приведена цитата из Камаля Ататюрка: «Мир дома – мир в мире». Хорошие слова, не ставшие в мусульманском мире делами. Но за дружеским обедом эти вопросы не обсуждались. Разговор шел о местной плитике, об экономических проблемах, о бизнесе, о погоде.
Каковы впечатления гостей?
Олег Сарумов, директор детской спортивной школы:
– Всегда есть какое-то беспокойство, когда приходишь к незнакомым людям. Но когда ты видишь людей открытых и сердечных, это снимает всякую настороженность. Если устраивать такие встречи чаще, нам легче будет понимать друг друга. У любой религии, у любого народа есть люди, которые несут с собой добро или зло. Здесь собрались люди, несущие добро.
Алекс Тейтел, менеджер банка:
– Когда тебе протягивают руку с открытой душой, с открытым сердцем и с улыбкой, то хочется эту руку пожать. Я не чувствую себя чужим на этом празднике. Те люди, которые приняли нас с открытой душой, мне ближе, чем персонажи, которых мы видим в телешоу «Russian Dolls».
После обеда гостей пригласили в чайхану – чайный зал, вернее, кофейный. Кофе, как более дорогое угощение, предназначается для более дорогих гостей. Среди диванов и ковров беседа продолжалась. От имени русскоязычной общины выступил Ари Каган – известный журналист и сотрудник офиса ревизора города Нью-Йорка. Он напомнил, что недавно турецкие школьники приняли участие в конкурсе рисунков и сочинений на тему Холокоста, и что Сулеймана Айдуана можно часто увидеть на мероприятиях, проводимых еврейскими организациями. Он повторил слова Госсекретаря Хиллари Клинтон: у нас гораздо больше того, что нас объединяет, чем того, что нас разъединяет. Ари Каган сказал также, что русскоязычной общине есть чему поучиться у общины турецкой. В частности, тому, как она организована, как умеет принять гостей.
Действительно, турки первыми пригласили русскоязычных евреев на Рамазан. А почему евреи не догадались первыми пригласить турецкую общину на Хануку или на Пурим? Не пригласили мы турецких соседей к нам в ответ на их гостеприимство. Почему? Да потому, что нам некуда их пригласить. Турки, которых в Нью-Йорке чуть более 80 тысяч, построили в городе пять культурных центров, а у русскоязычных, которых в Нью-Йорке в 10 раз больше, чем турок, практически нет ни одного своего общинного центра. Не свидетельствует ли это, что у нас нет никакой общины? Наверно, одного лишь русского языка и общего советского прошлого для общины мало.