16 июля 2011 года в Стамбуле состоялась встреча министра иностранных дел Турции А.Давутоглу и госсекретаря США Х.Клинтон, приехавшей в Турцию для участия в четвертой встрече международной Контактной группы по Ливии. Переговоры глав внешнеполитических ведомств Турции и США были посвящены обсуждению актуальных вопросов турецко-американских отношений и региональных проблем.
Как в Турции, так и в США давно рассматривается вопрос о необходимости диверсифицировать сферы турецко-американского стратегического сотрудничества, в развитии которого приоритетом традиционно являлись вопросы безопасности и политического взаимодействия. Перспективы повышения значимости турецко-американских экономических, научно-технических и культурных связей вызывают особое внимание сторон после вторжения США в Ирак 2003 года и последовавших за этим событий на Ближнем Востоке (включая обострение ситуации с ядерной программой Ирана), выявивших расхождение национальных интересов Турции и США и ограниченность возможностей дальнейшего развития стратегического союза на основе прежних приоритетов.
Динамично растущая экономика Турции обусловливает потребность в существенном увеличении объема турецко-американской торговли и инвестиций, расширении сотрудничества в сфере передовых технологий и образования. Руководство США, в свою очередь, ведет поиск новых форм стратегического сотрудничества с Турцией, приобретающего особую ценность в условиях перманентной нестабильности на Ближнем Востоке.
Очередная встреча Контактной группы по Ливии, призванной способствовать координации позиций стран-участниц, стала новым подтверждением близости подходов сторон к ближневосточным событиям, получившим название «арабская весна». С самого начала волнений в Ливии Турции и США проводили схожую политическую линию в отношении принципов урегулирования ситуации, выступая за проведение коренных реформ в Ливии.
Заявленная президентом Б.Обамой после прихода к власти «перезагрузка отношений» с Турцией и провозглашение турецко-американского сотрудничества «моделью партнерства» находят свое воплощения в усилиях сторон по поддержанию регулярного обмена мнениями по проблемам международного характера. Несмотря на частые контакты в форме личных встреч и телефонных переговоров, состоявшихся между А.Давутоглу и Х.Клинтон в последние месяцы, повестка дня стамбульской встречи включала в себя обсуждение широкого спектра региональных вопросов, таких как ситуация на Ближнем Востоке, Балканах и Кавказе, отношения Турции с Европейским Союзом и Арменией, переговорный процесс на Кипре, положение в Сирии и Афганистане, борьба с терроризмом.
В отношении перспектив нормализации ситуации в Сирии Турция и США придерживаются мнения о необходимости осуществления реформ и поддержания диалога с политическими силами, представляющими оппозицию.
США рассматривают Турцию в качестве политической и экономической модели для других мусульманских стран Ближнего Востока. По словам Х.Клинтон, история демократических преобразований, осуществленных в Турции, связана с ответственным подходом к руководству страной и должна стать примером и дорожной картой для будущих руководителей государств ближневосточного региона.
Госсекретарь США с удовлетворением отметила превращение Турции в экономическую державу мирового уровня, лидирующую роль Турции в регионе и за его пределами, а также партнерство с Анкарой в решении сложнейших глобальных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Аппелируя к демократическим ценностям, Х.Клинтон выразила надежду на широкое участие гражданского общества Турции в политическом процессе и высказалась за скорейшее открытие православной семинарии на острове Хейбелиада, которая была закрыта в 1971 году на основании закона, запрещающего деятельность религиозных учебных заведений. США поддерживают возобновление деятельности семинарии, надеясь, таким образом, способствовать нормализации турецко-греческих отношений.
В интервью турецкому телеканалу CNN-Turk Х.Клинтон назвала Турцию региональным и глобальным лидером, разделяющим с США общие ценности и общие интересы. Вместе с тем Х.Клинтон выразила озабоченность, связанную с вопросами свободы прессы и соблюдения прав человека в Турции, отметив, что стране, выступающей в роли модели демократического переустройства других государств региона, не подобает ставить под сомнение наличие демократических свобод у ее собственных граждан.
Турецко-американский диалог свидетельствует о намерении сторон сохранять конструктивные отношения, опирающиеся на продолжительный опыт стратегического сотрудничества и обусловленные меняющимся положением обеих стран на международной арене. В то же время, очевидно, что стремление расширить традиционную повестку дня сотрудничества Турции и США вызвано не только спецификой турецко-американских отношений последнего времени, но является отражением объективного процесса усложнения взаимосвязей между ведущими странами мира в условиях глобализации. С этой точки зрения, турецко-американское сотрудничество, несмотря на свой стратегический характер и декларацию новых подходов к моделированию взаимодействия, ограничено определенным набором направлений, важнейшим из которых по-прежнему остается безопасность. Повышение международного статуса Турции способствует расширению географии сотрудничества в сфере безопасности, а новый характер вызовов и угроз вызывает к жизни новые формы взаимодействия. При этом развитие отношений в других сферах по большей части носит характер выражения намерений и не позволяет говорить о приближении к уровню стратегического партнерства.