Предстоящие 12 июня выборы в Турции поистине исторические, считает член Экспертного совета Trend, ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики Ариэль Коэн (Ariel Cohen). «Беспрецедентная третья победа партии Реджепа Тайипа Эрдогана - Партии справедливости и развития (AKP) - даст ему четкий мандат на продолжение и расширение внутренней исламской реформы и более ориентированной на Ближний Восток внешней политики», - сказал Коэн.
Одним из самых актуальных вопросов, по его мнению, является то, были ли последние сексуальные скандалы и утечки скандальных видео инициированы кем-то ради того, чтобы Партия националистического движения (MHP) потеряла шансы преодолеть десятипроцентный барьер в парламенте.
Если MHP не пройдет в парламент, АКП может получить конституционное большинство, считает эксперт.
«Я допускаю, что Эрдоган изменит Конституцию и станет президентом с широким кругом полномочий (по американскому образцу), пытаясь задвинуть президента Абдуллу Гюля на политические задворки, и, возможно, даже заставит его покинуть страну ради престижного международного поста. Эрдоган уже пытается устранить сторонников Гюля из списков АКП, стремясь к расширению и укреплению своей личной власти в политической системе страны», - сказал он.
Внутри страны, по мнению эксперта, такие изменения сделают Эрдогана самым влиятельным турецким лидером после основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка, но не обязательно в направлениях, которые могут улучшить политическое и экономическое развитие страны. По словам Коэна, при АКП Турция стала одним из мировых лидеров с точки зрения количества заключенных журналистов; заключенные из «группы заговорщиков» «Эргеникон» не предстали перед судом; только сторонники Эрдогана в деловых кругах получают право на миллиардные сделки, особенно в сфере средств массовой информации, а энергетический сектор страны становится все менее прозрачным, учитывая договоренности с Россией в сфере ядерных технологий и газа.
Турция под управлением третьей администрации Эрдогана будет иметь больше возможностей для столкновения с Израилем, так как поддерживает ХАМАС и Хезболлах, признанные террористическими организациями в Европе (ХАМАС) и США (Хезболлах), считает он.
«Анкара также стала ближе к Ирану, и, возможно, к «Братьям мусульманам», которые имеют большое политическое влияние в Египте и других частях Ближнего Востока, - сказал Коэн. - Таким образом, Турция будет продолжать отворачиваться от своих западных партнеров, стремясь к более заметной роли в исламском мире и на Ближнем Востоке».