Главная неприятность минувшей недели – разочарование в партнерах. В среду на переговорах президента РФ Дмитрия Медведева с премьером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом турецкая сторона вдруг объявила, что не разрешает «Газпрому» прокладывать трубу по дну моря в ее исключительной экономической зоне.
В этой связи вице-премьер Игорь Сечин, курирующий вопросы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в правительстве, не без раздражения заметил, что Россия не понимает причин, по которым Турция не предоставила необходимых разрешений. Но тем не менее работа с турецкими партнерами, по его словам, будет продолжена. Впрочем, Сечин тут же заявил, что при таком раскладе Россия готова вообще отказаться от «Южного потока», о чем говорили и даже предупреждали большинство экспертов. В качестве альтернативы вице-премьер назвал проект строительства на Черноморском побережье завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который можно будет экспортировать в Европу танкерами. Любопытно, что несколькими днями ранее об этом варианте говорил и премьер-министр Владимир Путин, правда, в контексте возможной диверсификации южного направления поставок газа в страны Евросоюза. Похоже, для Москвы демарш Анкары не стал неожиданностью. Более того, Россия заблаговременно пыталась надавить на Турцию, которая не стесняется выторговывать все новые льготы и преференции. Судя по всему, надавить как следует не получилось, так что придется искать некие другие возможности смягчить позицию партнеров.
Между тем глава Минфина Алексей Кудрин не скупился на несвойственные для него прогнозы. По его словам, на фоне беспорядков в арабском мире и катастрофы в Японии цены на нефть могут достигнуть 150–200 долл. за баррель. Что, с одной стороны, для российского бюджета только благо. Но с другой – эти параметры могут быть достигнуты в основном за счет спекуляций на рынке, а потому надежд на них возлагать не стоит.
При этом вопрос, где взять денег на осуществление амбициозных программ российских властей, стоит довольно остро. Модернизация отечественной экономики стоит денег, причем существенных. Которых внутри страны явно не хватит, посетовал, выступая на гайдаровском форуме «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии», первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мы рассчитываем на привлечение большого количества зарубежных капиталов», – заявил он. Проблема лишь в том, что охотников вкладывать капиталы в Россию что-то не видно. Наоборот, бегство капиталов из страны, начавшееся во второй половине прошлого года, продолжается, несмотря на растущие и довольно высокие цены на нефть. Эксперты считают, что деньги есть и внутри страны, вот только власти до сих пор не создали никаких условий для их защиты. А потому проблема будет оставаться, и привлечь инвесторов, как внутренних, так и зарубежных, будет очень непросто.
«Газпром» наконец-то получил Ковыктинское газоконденсатное месторождение почти за 1 млрд. долл. Прежние собственники не смогли добиться разрешения пустить сырье с месторождения из-за монополизма «Газпрома». Судя по всему, теперь эти проблемы будут сняты. Как заявил в субботу глава Минприроды Юрий Трутнев, его ведомство не исключает изменения лицензии по Ковыктинскому месторождению для новых собственников. «Мы не можем перенести на них те обязательства, что были, – заявил Трутнев. – Они только начинают работать на этом месторождении, но пока не заслушаем планы – никаких решений принимать не будем». То есть то, что было запрещено одним, вполне возможно, будет разрешено другим.