Турция, будучи мусульманским государством, после принятия в члены Европейского Союза может способствовать распространению демократии в арабо-мусульманском мире. Именно на этот аргумент официальная Анкара делает особый упор в диалоге с Брюсселем, пытаясь убедить европейских партнеров в необходимости принятия Турции в ЕС.
Но, во-первых, возникает вопрос: что мешает Турции и без членства в Евросоюзе способствовать распространению демократии в арабо-мусульманском мире? Ровным счетом ничего. Но именно до недавнего времени оппозиция обвиняла правительство Партии справедливости и развития в сотрудничестве с диктаторскими арабскими режимами.
Возникает вопрос: что мешает Турции и без членства в Евросоюзе способствовать распространению демократии в арабо-мусульманском мире?
Выступая в парламенте, один из лидеров Народно-республиканской партии открытым текстом поиздевался над премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, после того как тот буквально месяц назад получил международную премию по защите прав человека, учрежденную ливийским диктатором Каддафи. "Неужели в самой Ливии есть хотя бы намек на соблюдение прав человека и принципов демократии?" - отметил оппозиционер, выступая на заседании парламента.
Во-вторых, последние события в Тунисе, Египте, Иордании, Йемене, Алжире показали, что общества арабо-мусульманских стран решили не ждать наступления счастливого будущего, когда Турция приступит к их демократизации.
И после начала антиправительственных массовых акций протеста в Египте официальная Анкара долго, почти неделю, хранила молчание. Журналисты не могли добиться каких-либо более или менее внятных комментариев не только от премьер-министра, министра иностранных дел, но даже рядовых членов парламентской фракции правящей ПСР.
На все вопросы следовал примерно следующий односложный ответ: "Египет является дружественным Турции государством. Мы внимательно следим за происходящими в этой дружественной стране событиями".
И вдруг во вторник на заседании парламентской фракции правящей ПСР премьер-министра Турции "прорвало". Он, по сути, призвал президента Египта Хосни Мубарака уйти в отставку. "Власть должна прислушаться к справедливым требованиям народа, которые сегодня звучат на улицах и площадях", - заявил Эрдоган, отметив, что антидемократические, авторитарные режимы должны уйти в прошлое.
"Власть должна прислушаться к справедливым требованиям народа, которые сегодня звучат на улицах и площадях", - заявил Эрдоган
Турецкие аналитики, отмечает азербайджанский портал "Зеркало", несмотря на некоторую запоздалость, такую жесткую реакцию Эрдогана на события в Египте объясняют несколькими причинами.
Во-первых, Эрдоган дожидался прояснения ситуации, чтобы окончательно не испортить отношения с Мубараком. Но как только стало ясно, что серьезные изменения в политической системе Египта неизбежны, высказался по полной программе.
Во-вторых, буквально накануне выступления в парламенте Эрдоган обсуждал ситуацию в Египте с президентом США Бараком Обамой. По мнению аналитиков, Эрдоган получил от Обамы четкие гарантии по поводу того, что США не станут "спасать" прозападного диктатора Мубарака. Не случайно и то, что именно во вторник Обама призвал Мубарака "обеспечить мирную смену власти".
В-третьих, некоторые эксперты считают, что Эрдоган имеет и причины личного характера быть недовольным Мубараком. Дело в том, что Эрдоган не получил от Мубарака ожидаемую им поддержку в противостоянии с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху после атаки израильских коммандос на "Мави Мармару".
И, наконец, в-четвертых, считается, что смена режима в авторитарных арабских странах, особенно в Египте, усилит позиции Турции в диалоге с Западом в целом, с США и Израилем, в частности. Дело в том, что во всех этих странах исламисты, которые в целом антиамерикански и антиизральски настроены, являются если и не ведущей, но все же одной из самых ударных сил оппозиции. То есть смена власти в любом случае усилит позиции исламистов. Вот тогда Турция, по мнению аналитиков, предложит себя в качестве посредника, естественно, не за "бесплатно", сообщает mignews.com.