В стамбульском университете Мармара недавно был официально зарегистрирован первый в Турции студенческий гей-клуб. Это событие широко освящала турецкая пресса - как очередную победу демократии в стране. Но как же на самом деле обстоят дела с правами геев и лесбиянок в Турции?
От принудительного лечения…
C песнями Зеки Мюрена выросло целое поколение турок, его называли «золотым голосом Турции» и «солнцем искусства». З рители с восторгом принимали каждый новый шлягер. Однако о сексуальной ориентации Мюрена говорить никто не решался, хотя знали о ней все. Кто еще в конце 50-х годов прошлого века мог осмелиться появиться на турецкой эстраде в женской одежде и косметике?
В те времена ношение одежды противоположного пола считалось уголовным преступлением . Всё, что касалось гомосексуальности, преследовалось и осуждалось. Врачи уверяли, что подобные люди , включая детей и подростков , должны подвергаться принудительному лечению психотропными препаратами или лоботомии. Говорит журналист, автор интернет- сайта для молодежи Арзу Гюнеш: « Еще лет двадцать назад турецкая молодежь не имела представления о существовании геев и лесбиянок. В семьях редко говорили о сексе, осуждали любое проявление свободных сексуальных отношений. «Нестандартные» сексуальные наклонности продолжали оставаться тайной. И звестному исполнителю классической турецкой музыки Бюленту Эрсою, сменившему пол, долго запрещали давать интервью на эти темы за границей, называя это «внутренними делами Турции». Впрочем, запреты не помешали ему продолжить карьеру и удачно выйти замуж…»
…до угрозы жизни
Тергею около сорока, он управляющий гей-баром в одном из стамбульских районов. Бар, где собираются так называемые «наши». На языке представителей турецких секс-меньшинств «наши» - это люди нетрадиционной сексуальной ориентации: лесбиянки, геи и трансвеститы, которые едут сюда со всех концов страны в поисках общения, друзей и партнеров. Окружающие сегодня довольно снисходительно относятся к посетителям бара. Однако, по словам Тергея, случаются мелкие провокации: хулиганы бросают в окна камни и тухлые яйца. Но около двух лет назад Тергей действительно рисковал жизнью. Тогда группа активистов гей-движения при поддержке чиновников министерства по туризму организовала первую гостиницу для представителей секс-меньшинств на Средиземноморском побережье Турции. Тергей стал управляющим. Бизнес складывался довольно удачно, небольшой, но комфортабельный отель приносил прибыль. Среди приезжих были туристы из Америки и Европы. Но спустя некоторое время в местной прессе появились статьи о содомии, которая процветает под боком у правоверных мусульман. Разгневанные местные жители потребовали изгнать постояльцев и закрыть «гнездо разврата». Военные и полиция не смогли обеспечить безопасность туристов - дело дошло до стрельбы, которую разъяренная толпа устроила прямо в центральном холле. Многие бежали из отеля, а последних постояльцев сам Тергей вывел на улицу под покровом ночи. Тем временем власти лишили владельцев лицензии на управление гостиницей, из-за якобы неоформленных документов на собственность.
Три четверти турок не одобряют
«Тогда меня чуть не растерзала толпа. Было довольно страшно. Прошлым летом, из-за массовых выступлений гомофобов , мы были вынуждены отказаться от запланированного гей-парада. Около тысячи жителей сосредоточились по маршруту предполагаемого шествия в городе Бурса и закидали камнями офисы местной гей-организации. Во избежание кровопролития полиция велела нам не покидать здания. Местная полиция не предприняла никаких действий , чтобы утихомирить демонстрацию гомофобов. Пассивность властей ярко демонстрирует их отношение к сексуальным меньшинствам», - говорит сам Тергей, активист турецкого движения за права сексуальных меньшинств.
Опросы общественного мнения показывают, что три четверти турок не одобряют самого существования геев и лесбиянок, которые, якобы, несут опасность обществу, нарушая законы общественной морали. На протяжении нескольких лет власти Анкары – столицы Турции - пытались закрыть офис местной организации сексуальных меньшинств KAOS. Жалобу на гей-активистов подал вице-мэр, после того, как группа потребовала предоставить ей статус «официального неправительственного правозащитного агентства». Организация существовала с начала 90-х, однако долгое время не могла получить признания. Принимая решение по этому «непростому» делу, судья сослался на постановление американской Ассоциации психиатров, давно исключившей гомосексуальность из списка психических расстройств. Говорит а ктивист организации Ахмет: «Суд запретил препятствов ать деятельности группы KAOS - единственной национальной правозащитной организации для трансвеститов, геев и лесбиянок. В Турции гомосексуальность не является уголовно наказуемой, однако права геев постоянно нарушаются. Геев, например, не берут в турецкую армию. В прошлом году либеральные политики предложили парламенту одобрить законопроект о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации, но консерваторы его отвергли».
«Мы будем бороться за свои права!»
Полуподвальное помещение в центре Стамбула - офис организации KAOS. «Мы не одни и будем бороться за свои права!» С этих слов начинаются встречи участников организации, которые проходят еженедельно. В углу пылятся стопки журналов - единственное издание для геев и лесбиянок так и не успели развезти по магазинам. Власти конфисковали тираж и возбудили уголовное дело против главного редактора и вице-президента организации Умута Гюнера, которого обвинили в публикации порнографических материалов. Создатели журнала обратились в Европейский суд. Дело, по их мнению, носит политический характер. В стране издается большое количество журналов, содержащих фотографии обнаженного женского тела, однако никакой реакции на это нет.
Многие турецкие гомосексуалисты не знают о своих правах. Одна из главных проблем касается права на работу. Узнав о неклассической сексуальной ориентации, многих увольняют, выгоняют на улицу. 46-летняя Эбру прежде работала в муниципалитете города Зонгулдак, в центральной Турции. «Они уволили меня, как только они узнали про это» - говорит она: «Если вы - лесбиянка, гей, би- или транссексуал, закон не станет вас наказывать, но вы не застрахованы от преследования. Никакие законы в Турции не могут устранить ненависть к гомосексуалистам. Нам не оставляют выбора, толкают на панель. Полиция совершает набеги на дома геев и трансвеститов, причем в качестве доказательства собирают использованные презервативы…»
В отличие от гомосексуалистов, у лесбиянок иные проблемы. Чтобы скрыть свою ориентацию, они вынуждены выходить замуж. Их сексуальная ориентация живет лишь в сексуальных фантазиях. Они завидуют геям-мужчинам, более свободным в своем выборе. Многие кончают с собой.
Надежда на ЕС
Турецкие гомосексуалисты, однако, не теряют надежду, что все изменится к лучшему - после вступления страны в Европейский Союз. Под давлением ЕС турецкие власти уже отменили «закон о содомии». Однако общество по-прежнему негативно относится к любым проявлением нетрадиционной любви. Не так давно в Турции запретили шоу «Настоящий мужчина», во время которого мужчины переодеваются в женщин – из-за якобы гомосексуального подтекста. Возмущенные телезрители посчитали шоу несовместимым с нормами ислама. (По материалам сайта Свобода)ю