В 2006 г. число поездок из России в Турцию сократилось на 5,6%. На спад в основном повлиял рост цен, который продолжился и в этом году. На что надеются турки? Впервые за последние 7 лет (после дефолта 1998 г.) Турция столкнулась со снижением спроса в России. Спад составил 5,6%, а по итогам первого полугодия и вовсе достигал 8,5%. При этом всего в 2006 г. за границу с целью туризма из России выехало на 14,3% человек больше, чем годом ранее.
Вместо Турции россияне отправились в Европу: в Грецию было совершено на 36% поездок больше, чем в 2005 г., в Испанию - на 13%. Устойчиво растет спрос на Хорватию (+25,8%), Тунис (+3,3%), Италию (+19,5%) и другие страны.
Кроме вспышки птичьего гриппа и взрывов в отелях, которые традиционно на россиян не производят впечатление, основную роль в снижении спроса сыграла цена. <В 2006 г. средние цены на турпакеты в Турцию в рознице выросли примерно в 1,5 раза, - комментирует Ольга Соловьева, менеджер туристического агентства <Дива тур>. - Весомую часть в повышение цен, конечно, внесли подорожавшие авиабилеты, но и отели не забыли поднять расценки>.
Глобальный нырок
Турция столкнулась со снижением числа туристов не только из России.
По данным Турецкого института статистики (TUIK), число туристов, посетивших Турцию в 2006 г., оказалось на 9,4% меньше, чем в 2005 г.
При этом спад числа туристов из Германии и вовсе выразился в цифре 22%. К тому же средние расходы одного туриста в Турции сократились в 2006 г. до $728 по сравнению с $752 годом ранее.
И это несмотря на то, что в 2006 г. Министерство туризма Турции потратило на рекламу страны за рубежом $70 млн (для сравнения: рекламный бюджет Ростуризма на продвижение России за рубежом заявлен в размере $3 млн).
Прогнозы на 2007 г. звучат весьма сдержанно. "Число туристов в Турции будет в целом на уровне 2006 г., при этом доходы туристического сектора снизятся на 5-6%, - считает глава Ассоциации турецких инвесторов в туризм (TYD) Октай Варлыер. - Многих туристов из Европы пугает имидж Турции как консервативной страны, расположенной на границе с неспокойным Ближним Востоком".
"В Турции одни из лучших отели на Средиземном море, но за их пределами туристов ждут не променады и симпатичные торговые улочки, а лишь коробки жилых домов и дешевый шопинг", - сетует Фурал Огер, владелец крупнейшего туроператора по Турции в Германии ger Tours.
Рост предложения...
Несмотря на спад турецкого направления в целом по России, операторы и авиакомпании надеются на рост в регионах.
"Если в 2004 г. 67% вылетов петербуржцев в Турцию происходило из Москвы, то в 2005 г. эта цифра снизилась до 34, а в 2006 г. - уже до 20%, - говорит Виктор Пермяков, представитель компании Tez Tour на Северо-Западе России. - Одной из причин этого стало подорожание железнодорожных билетов из Петербурга в Москву, а другой - желание петербуржцев путешествовать более комфортно. Мы рассчитываем увеличить объемы перевозки в Турцию в этом сезоне в 2-2,5 раза".
ФГУП ГТК "Россия" также увеличивает число рейсов в Турцию - примерно до 260 (рост на 7%). Кроме того, о совместном плане <поднять борта> (около 60 рейсов) на Анталию из Пулково заявили туроператор <Пегас Туристик> и авиакомпания Turkish Airlines.
...не сбивает цены
Однако, несмотря на возрастающее число рейсов, стоимость авиабилетов в Турцию возросла. В розничной продаже билеты на Анталию сейчас предлагаются за $450 (в прошлом году - $350), а в "блоках" под турпакеты турагенты получают их от туроператоров примерно по $380. Однако по всем возможным источникам роста - керосину, аэропортовым сборам, фонду оплаты труда, отчислениям по лизингу самолетов - ничего особенного не происходит.
"Топливо в себестоимости рейса по западным самолетам составляет в пределах 20-30%, по российским доходит до 40%. Однако в этом году заметных факторов для повышения цен на авиакеросин не предвидится, - считает Александр Фридлянд, генеральный директор консалтинговой компании "Аэропрогресс".
Отели также подорожали почти на ровном месте. "Контрактные цены для туроператоров в этом году были повышены нами на 10% по сравнению с прошлогодними, - говорит Вероника Матавилкина, менеджер по продажам сети отелей Rixos. - Конечно, воля туроператоров дать спецредложения на какие-то определенные даты в зависимости от загрузки самолета. Цена отелей не может снижаться, потому что каждый год мы добавляем новые услуги, благодаря чему качество и насыщенность обслуживания по системе "все включено" растет". Обзор подготовлен по материалам газеты Деловой Петербург.