Мороз, Морозко, Мороз Иванович. Кажется, что этот старик с белоснежной бородой пришёл к нам очень давно. На самом же деле, Дед Мороз – один из самых молодых сказочных персонажей. Символом новогодних праздников он стал все лишь около ста пятидесяти лет назад. В 1860-м американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
«Будьте счастливы, здоровы, живите долго и с добрыми мыслями. Вас сегодня поздравляет славный город Лангепас и от всей души желает: с Новым годом, в добрый час», – говорят Бел Белыч, ханты-мансийский Дед Мороз, и Снегурочка. Ханты и манси Новый год традиционно встречают весной, когда прилетают вороны, и то, что в центральной России – новогодняя ночь, у них – «вороний день». «Но нам стало обидно, и мы придумали свою легенду, и так появилась национальная Снегурочка – Ланкие, что значит – «Белочка». Наш город переводится, как «Беличий рукав», и Дед Мороз – Бел Белыч», – продолжает он.
Предками Деда Мороза в одной местности считают гномов. В другой – странствующих жонглеров или бродячих продавцов детских игрушек. Есть мнение, что среди родственников Деда Мороза значится и восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, он же Мороз. Карельский Паккайне на Деда Мороза совсем не похож. Ни седины, ни бороды. И даже костюм выдержан в голубых тонах, в национальном карельском стиле парадного образца. «Я Паккайне – Морозец. Я родился 1-го декабря в купеческих санях. Так что, я – купец 2-й гильдии!», – заявляет Паккайне.
В Тольятти новогодний дуэт разросся до квартета и теперь больше напоминает Белоснежку с компанией гномов. «Совершенно никаких параллелей. Просто я жигулевская Снегурочка, а у меня есть три брата, которые еще и братья Всероссийскому Деду Морозу из Устюга. Они – подрастающие Дедки Морозки. Мы их очень любим всех троих!», – рассказывает жигулевская Снегурочка.
Вариации на новогоднюю тему не новость. В советское время они выглядели не менее курьезно, но эмоции приходилось сдерживать. «Однажды вместо Деда Мороза был Ленин, в Колонном зале Дома Союзов. Елку ставил, по-моему, Борис Равинский, и там зверушки в окружении Владимира Ильича, а потом он разрешал зажечь им елку», – вспоминает народный артист СССР Лев Дуров.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его биографию что-то свое. Историки сходятся во мнении, что у Деда языческие корни. Но среди предков старца был и вполне реальный человек. В IV веке жил в Турции архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек, и после смерти его причислили к лику святых. Так появился Санта-Клаус.
Российский Дед Мороз, все-таки, больше сказочный. Но тут же спешит внести ясность: «Я не из снега. Я не таю и тепла не боюсь. И второе: почему-то думают, что чудеса и волшебство я творю вот этим посохом. Посох – это палка, которая помогает мне ходить по глубокому снегу. И все. А чудеса, дорогие мои, творятся сердцем».