Высокий туристический сезон в Турции в этом году завершается на печальной ноте. Впрочем, для "всероссийской здравницы" вообще все минувшее лето оказалось безрадостным, да и год не заладился с самого начала. Напомним, первую ложку дегтя в бочку турецкого туристического меда внес птичий грипп, фактически проваливший зимние горнолыжные программы.
Затем последовал "карикатурный скандал", затронувший Турцию, конечно, не в такой большой степени, как более радикальные мусульманские страны, но тем не менее оставивший определенный негативный след на этом направлении. Наконец, старт летнего сезона ознаменовался грандиозным скандалом вокруг туристической компании "Лук тур", бросившей на произвол судьбы в Анталье более 500 своих клиентов. И все это на фоне перманентных взрывов, то от бытового газа (по версии официальных представителей страны, которым, по понятным причинам, не все туристы склонны доверять), то от рук террористов.
Не удивительно, что в итоге впервые за последние шесть лет было зафиксировано снижение спроса на Турцию. По официальным данным Росстата РФ, за первое полугодие 2006 г. он упал на 8,5 % по сравнению с тем же периодом 2005 года. Оценки самих участников туристического рынка, по сведениям Российского союза туриндустрии, еще более пессимистичны. Только за апрель и май спрос снизился на 15-20%. И в последующие месяцы ожидаемого увеличения продаж практически не произошло. Лишь к концу июля – началу августа ситуация понемногу начала выравниваться, но недавняя серия взрывов на различных курортах вряд ли добавит оптимизма вернувшимся было туристам.
Правда, сами туроператоры расходятся в прогнозах на этот счет. Одни говорят о единичных отказах от туров и выражают надежду на то, что с течением времени инцидент забудется и спрос возобновится, другие констатируют массовое бегство клиентов и полагают, что взрывы окончательно "скомкают" сезон на турецком направлении. В пользу пессимистов говорит тот факт, что 4 сентября МИД РФ официально призвал российских туристов, отправляющихся в Турцию, соблюдать "общие требования безопасности во время отдыха, в частности, в местах массового скопления людей". Соответствующее сообщение появилось на сайте главного дипломатического ведомства страны. И хотя обращение носит чисто рекомендательный характер, нетрудно догадаться, какой эффект оно произведет на и без того сомневающихся граждан.
Стоит отметить, что столь заметный негативный информационный фон вокруг излюбленной россиянами страны… так и просится на язык слово "ранее", но пока что, несмотря на спад, она остается наиболее посещаемым нашими соотечественниками туристическим государством, хотя по некоторым оценкам уже делит это звание с Египтом. Так вот, ажиотаж, каждый раз поднимаемый вокруг неприятных событий в Турции, дал многим игрокам рынка повод говорить о "черном пиаре" в отношении направления. И надо признать, такие предположения действительно не лишены здравого смысла. Но вместе с тем, вряд ли истерия, поднимая в СМИ, могла столь кардинальным образом повлиять на выбор российских туристов, если бы ей не помогли более объективные факторы.
Имидж Турции, как страны дешевых last minute туров постепенно уходит в прошлое. За последнее время направление ощутимо поднялось в цене. Причем, даже эпидемия птичьего гриппа, столь плачевно отразившаяся на зимнем спросе, не заставила турецких хотельеров снизить тарифы на размещение. Да и сами туристы все чаще предпочитают заплатить дополнительные деньги, чтобы получить более качественный отдых. А вот с этим как раз в республике не очень. Уровень сервиса во многих турецких отелях, в том числе категории 4-5*, оставляет желать лучшего, а заметного желания его улучшить у владельцев гостиниц не наблюдается.
"Туристы готовы платить деньги за хороший сервис. Турецкие же хотельеры до сих пор придерживаются устаревшей точки зрения, что россияне приедут в их страну в любом случае, даже если качество не соответствует уровню VIP", цитирует информационная служба "БАНКО" слова директора по продажам компании "Пегас Туристик" Анны Подгорной.
"Если подвести итоги этого лета, становится ясно, что Египет, всегда считавшийся зимним направлением, продавался ничуть не меньше, чем турецкие курорты. Потому что к не всегда высокому уровню сервиса в этой стране туристы привыкли давно, а от Турции ждали большего", согласен с коллегой гендиректор Fresh Travel Геннадий Косарев.
Одновременно рекламная активность страны на российском рынке в этом году тоже была как-то не сильно заметна по сравнению с предыдущим годом. И все это при том, что Турция сама по себе уже изрядно поднадоела россиянам, все более охотно осваивающим другие пляжные направления, такие как, например, Тунис, а также европейские курорты Италии, Хорватии, Греции и прочих прибрежных стран. Насколько долгосрочной окажется эта тенденция падения интереса к Турции, специалисты предсказывать не берутся, но пока надеются на лучшее.