Турецкое направление этим летом возьмут в свои руки москвичи
В то время как от столичного рынка операторы по Турции не ждут в этом сезоне каких-либо серьезных потрясений и достижений, основные надежды на увеличение потока они связывают с региональными центрами, пишет газета "Туринфо". Объем заявленных накануне сезона чартерных программ и городов, из которых они будут выполняться, в отдельных случаях превышает прошлогодний в полтора-два раза.
Доля центрального региона в формировании туристического потока на турецком направлении по-прежнему остается образующей, но, сопоставляя объемы заявленной перевозки в Москве и крупнейших городах России в этом сезоне и накануне предыдущего, можно сделать вывод о том, что соотношение это в ближайшие годы будет меняться. Возможно, считают некоторые эксперты, через какое-то время совокупный объем регионов даже сравняется с тем, что дает столица. По-крайней мере, тенденции последних двух-трех лет говорят о последовательном увеличении доли регионов в объемах наиболее заметных участников рынка.
Москва
Из Москвы в Анталью этим летом туроператоры запланировали 45 цепочек, не считая дополнительных рейсов на высокие даты. Накануне прошлого сезона заявка была несколько скромнее – 39 вылетов. Однако на самом деле увеличение перевозки превысит номинальную емкость шести дополнительных бортов за счет более активного использования вместительных Ил-86 и замены части «Боингов-757» на «Боинги-747».
Примечательно, что явное увеличение объемов перевозки предполагается только на Анталью. Число рейсов на Бодрум и Даламан осталось неизменным. Рейсы ушедшей с направления компании «ВИМ-Авиа» поделили между собой «Атлант-Союз», «Кавминводыавиа» и «КД-авиа», обеспечив количество кресел, аналогичное прошлогоднему. За счет активного использования бортов «Атлант-Союза» произошло и некоторое перераспределение потоков в пользу базового для этого перевозчика аэропорта «Внуково».
Заметно в этом году перераспределение сил среди авиакомпаний. Если в прошлом году максимальное число цепочек консолидировалось на «Атлант-Союзе» и «ВИМ-Авиа» (16 и 15 чартеров соответственно), то сейчас перевозчик столичного правительства упрочил свое лидерство, взяв на себя 22 программы, в то время как бывший главный конкурент на направлении сократил свое присутствие до двух цепочек. Наиболее вероятная причина – в парке «ВИМ-Авиа» менее емкие «Боинги», в то время как операторы предпочитают самолеты большей вместимости, в первую очередь Ил-86.
Для самолетов этого типа многие другие курортные направления уже закрыты, а вот в Турции им пока рады. В этом году Ил-86 будут выполнять 80% всех рейсов. Именно за счет большого числа этих машин в своем парке и смог резко увеличить объемы «Атлант-Союз».
По всей видимости, с чартерного турецкого рынка полностью ушла авиакомпания «Русское небо». Если в предварительных списках еще фигурировали два рейса этого перевозчика, то по мере уточнения информация ни об одном из них не подтвердилась. Зато новичков оказалось сразу несколько: «Трансаэро», «КД-авиа», «Татарстан». «Сибирь» увеличила свое присутствие с четырех цепочек до девяти, а «Кавминводыавиа» – с одной до четырех.
В целом авиаперевозка на турецком направлении выглядит достаточно сбалансированной. По оценкам экспертов, увеличение частоты и емкости чартерных рейсов соответствует потенциальному росту рынка, а также темпам строительства и введения в эксплуатацию новых отелей. Поэтому демпинга, массового снятия больших бортов в пользу менее вместительных никто не ожидает. Тем более что уже сейчас сложилась хорошая, особенно по меркам безвизовой страны, глубина продаж. К середине апреля выбрано значительное количество мест на июнь. По традиции хуже обстоит дело с серединой мая, однако от этого времени никто чудес и не ждет.
Еще одно привычное сетование туроператоров связано с труднопрогнозируемой динамикой цен на авиатопливо. Для жестко конкурентного рынка бюджетного отдыха с невысоким уровнем рентабельности и работой за счет вала увеличение стоимости путевки даже на несколько десятков долларов может значительно усложнить жизнь всем игрокам. Тем не менее в прогнозе эксперты единодушны: в предстоящем сезоне есть все возможности для спокойной плодотворной работы как по Анталье, так и по остальным турецким курортам.
Регионы
Усиление позиций столичных компаний на турецком направлении в регионах приобретает глобальный характер. Местным операторам в этом году фактически осталось только наблюдать, как москвичи конкурируют между собой и сталкивают интересы местных и пришлых авиакомпаний.
Стремление укрепиться в регионах понятно, столичный рынок перенасыщен предложением, конкуренция увеличивается, темпы роста потока в последние год-два в целом снизились, норма прибыли упала. Положительный результат может дать работа с большими объемами, но свой ресурс в этом смысле столица вот-вот исчерпает. В то время как перспективных, малоосвоенных и, что немаловажно, не поделенных крупными игроками регионов в России еще достаточно.
Выход столичных операторов в отдельные регионы с собственными чартерными программами до сих пор отчасти сдерживался разве что сопротивлением местных авиакомпаний, услуги которых в силу устаревшей техники и ограниченности воздушного парка мало востребованы «придирчивыми москвичами». Не секрет, что попытки получить разрешение на полеты из ряда городов авиакомпаниями, не являющимися базовыми перевозчиками в регионе, часто сводятся на нет стараниями местных авиакомпаний и чиновников. Но вот силы, сдерживавшей бы появление на региональных рынках столичных операторов, уже нет.
Этим летом почти все региональные операторы участвуют в чартерных программах по Турции из своих городов в качестве блочников, наблюдая за борьбой между операторами из Москвы. В Екатеринбурге, третьем по объему рынке после двух столиц, как только Tez Tour рассадил на своих рейсах в Анталью всех желающих, появились Anex Tour и UTair с шестью вылетами в неделю. В Самаре тот же Tez Tour противостоит пулу из нескольких московских операторов во главе с Pegas Touristik.
В Нижнем Новгороде, из которого год назад выполнялись две чартерные программы в Анталью, сейчас заявлено уже три. Предположительно будут и еще две. Среди заказчиков рейсов опять же московские компании и региональные перевозчики. В том числе «Оренбургские авиалинии» с только что полученным «Боингом-737».
До сих пор неясной остается ситуация с перевозкой в Санкт-Петербурге. Традиционно этот рынок контролировался рядом местных компаний, а все попытки вхождения чужаков встречали успешное сопротивление. Единственным, кому удалось закрепиться в Петербурге, стал Tez Tour. С ним-то, похоже, и предстоит в этом сезоне поделиться старожилам. Как и в других региональных центрах, компания намерена поднять две собственные чартерные программы, в то время как все прочие цепочки в Турцию консолидируют по два-три петербургских оператора, среди которых «Нева», «Ривьера», «ТБЛ», «Академия» и World Travel.