Российские турфирмы столкнулись со стремлением турецких отелей выставить цены на ближайший летний сезон в евро. Насколько реален этот шаг и каковы могут быть последствия? Мы обратились за комментариями к ведущим операторам этого направления и выяснили, что они не очень обеспокоены складывающейся ситуацией.
Многие из них утверждают, что покинуть долларовую зону стремятся пока только те хотельеры и турфирмы, которые впервые пришли на российский рынок. Проверенные турецкие партнеры ничего подобного не планируют. В частности, так считает менеджер по маркетингу компании «Детур» Роман Фролов. «Наши долголетние партнеры выставили цены исключительно в долларах», - сказал он в беседе с корреспондентом RATA-news. Об этом же говорила и заместитель генерального директора компании «Гео туризм» Наталья Емельянова: «Вести расчеты в евро стремятся те фирмы, которые только приходят на российский рынок. Но при постоянном росте курса е! вро выставлять цены в этой валюте им же самим невыгодно, ведь они будут терять свои комиссионные».
Для россиян евро еще не стал столь же привычной валютой, как давно знакомый доллар. Поэтому опытные турецкие бизнесмены не торопятся переводить расчеты с российскими партнерами в еврозону, опасаясь потерять клиентов. Любопытный пример: летом 2003 года часть болгарских отелей на курортах составили прайсы в евро, часть - в долларах. Подавляющее большинство российских туристов выбирали «долларовые» гостиницы, явно не желая иметь дело с «чужими» деньгами. Кстати, на лето нынешнего года болгарские хотельеры все цены выставили в евро, что может вызвать снижение турпотока в эту страну. Так что Турция, если не слишком увлечется евро, может перетянуть к себе тех клиентов, которые прежде предпочитали «долларовую» Болгарию.
Во всяком случае, генеральный директор компании «Корал тревел» Джешкун Юрт уверенно заявил: «Только доллары». Однако оговорился: «Но даже если цены будут в евро, то они не вырастут, потому что турецкие хотельеры проводят гибкую политику продаж и измениться может только размер скидки». Не совсем согласна с ним директор по продажам компании «Бентур» Татьяна Кузнецова: «Цены все равно вырастут. Они уже сейчас растут, так как равняются на рост курса евро и укрепление местной валюты, в данном случае, рубля. Турки не могут не учитывать и инфляцию. Цены, выставленные на сезон 2004 года, подросли на десять, а то и на все двадцать процентов. Но наших туристов это не отпугнет. Турция все равно останется страной, где соотношение цена-качество остается самым привлекательным на туристическом рынке».