По данным "Делового Петербурга", Ассоциация представителей гостиничного бизнеса Турции создала "черный список" российских фирм, которые имеют задолженность перед отелями. Попадание в этот список грозит турфирмам серьезными неприятностями: члены ассоциации (а это, например, подавляющее большинство отелей региона Анталия) просто не будут с ними работать, по крайней мере, без 100%-ной предоплаты.
"Черный список" создан после того, как несколько российских туроператоров задолжали крупные суммы турецким хотельерам. Возглавляет перечень являющаяся одним из лидеров турецкого направления компания Deep tour - ее долг составляет $40 млн.
Все чаще в последнее время туристы из России, заплатив за путевки в Турцию и приехав в отель, обнаруживали, что туроператор не перечислил деньги ни гостинице за проживание в номере, ни авиакомпании за обратный билет. Так, недавно фактически заложниками на курорте Анталия стали туристы из Брянска, Казани, Пскова, Тулы, Ярославля. Причиной задержки стало банкротство организатора поездки, турецкого туроператора AZtour.
Тем не менее, несмотря на долги, турецкие хотельеры долгое время не отказывали туристам в проживании и даже брали на себя оплату их возвращения в Россию. Однако, дождавшись конца сезона, все-таки решили принять профилактические меры, дабы избежать неприятных повторений в дальнейшем.
Представители российских туроператоров факты задолженности перед турецкими хотельерами подтверждают, но при этом считают озвученные суммы несущественными, поскольку задолженность других компаний, в том числе турецких операторов, которые работают в России, а также немецких туроператоров, составляет несколько десятков миллионов евро. Причиной же заявлений о создании "черного списка" является якобы желание турецкой стороны вытеснить российских операторов с рынка, объем которого превысил $1 млрд в год. Тогда их доля могла бы достаться турецким компаниям.
Эту версию подтверждают и в Российском союзе туриндустрии (РСТ). В частности, в РСТ отмечают, что турецкие отели предпочитают работать с фирмами, за которыми стоит турецкий же капитал. Так, одного из лидеров российского рынка - компанию Coral Travel - возглавляет гражданин Турции. Однако, никто не спорит и с тем, что российский рынок непрозрачен, на нем работает большое количество компаний, и зачастую турецкие отели даже не имеют возможности проверить информацию о туроператорах.
Выходом из ситуации могло бы стать внедрение российскими властями европейской системы, согласно которой туроператор оставляет депозит или покупает страховку, чтобы в таких случаях туристам компенсировались непредвиденные расходы. Однако пока в России эта практика не применяется. Кроме того, по мнению турецких хотельеров, российские власти сами должны создать "черный список" неблагонадежных туроператоров и принимать меры по отношению к ним.
Однако, российские туроператоры настаивают на том, что пока сами гостиницы официально не предоставляют информацию о конкретных задолженностях, обвинения ассоциации турецких хотельеров беспочвенны.